Что такое фрустрация? Психическое состояние человека. Фрустрация — это эмоциональное состояние характеризующееся как

Наша жизнь полна разочарований и несбыточных желаний. Страх потерять что-то является основной проблемой отказа двигаться к желаемой цели. Те чувства и эмоции, которые мы испытываем в ситуациях, когда очень хотим чего-то, но не можем этого достичь, получили в психологии название «фрустрация». Поскольку то, что мы действительно хотим, обычно достигается через потери, лишения и неудачи, умение побороть состояние фрустрации просто необходимо для того, чтобы человек мог оставаться радостным и позитивным даже в сложных жизненных условиях.

Определение

Слово «frustratio» переводится с латыни как «неудача», «напрасное ожидание», «обман», «расстройство задуманного». Вот какую характеристику фрустрации даёт психологический словарь: это особое состояние психики, возникающее тогда, когда человек не может удовлетворить свои потребности в реальных либо предполагаемых ситуациях. Короче говоря, фрустрация – это несоответствие желаний человека его возможностям. Эти ситуации обычно воспринимаются человеком как травмирующие.

Фрустрацией в психологии также называют эмоциональное напряжение в ситуациях, когда человек не имеет возможности достичь желаемого результата. Когда мы достигаем одной из наших целей, мы испытываем радость и счастье, а всякий раз, когда кто-то или что-то мешает нам добиваться своего, то мы поддаёмся отчаянию и чувствуем раздражение, отчаяние или злость. Как правило, чем более важной является наша цель, тем больше разочарования и гнева приносит неудача в её достижении.

Любая ситуация, в которой возникает фрустрация, нарушает внутреннее равновесие, вызывает у человека напряжение либо стремление восстановить равновесие при помощи других действий и поступков. Обязательными признаками фрустрации является наличие сильного стремления достичь цели (или удовлетворить актуальную потребность) и наличие преграды, препятствующей этому. В качестве примера можно привести Лису из басни Крылова: она одновременно и хочет достать виноград, и не может сделать это.

Этиология

Состояние фрустрации возникает тогда, когда человеку надо пройти через преодоление определённых барьеров. Вот какими могут быть причины фрустрации:

  • биологические. В эту группу входят болезни, возрастные ограничения, физические дефекты. Сюда относится и сексуальная фрустрация;
  • физические. Хорошим примером является заключённый, свободу которого ограничивает тюремная камера. Нехватку денег, из-за которой человек не может приобрести то, что сильно хочет, тоже можно отнести к этой группе;
  • психологические. Это может быть страх, интеллектуальные недостатки, а также любовная фрустрация;
  • социокультурные. К этому типу можно отнести правила, нормы и запреты, которые мешают человеку достичь его целей. Сюда же относится экзистенциальная фрустрация (поиск смысла жизни) и социальная фрустрация, проявляющаяся в ситуациях нехватки общения или острого переживания одиночества.

Хорошо или плохо?

Фрустрация – это не всегда плохо, поскольку она может быть полезным показателем проблем в жизни человека, и, вследствие этого, может мотивировать его на изменения. Однако когда это состояние приводит к сильному гневу, раздражительности, стрессу, обидам, депрессиям или падению самооценки из-за чувства отвержения или отказа, то последствия могут быть весьма разрушительными. Помимо этих чувств, фрустрированный человек может испытывать беспокойство и напряжение, чувство безразличия, апатию, утрату интереса, синдром вины, тревогу, ярость, скрытую агрессию и враждебность.

Не стоит всё же думать, что фрустрация совершенно бесполезна для человека, или что её нужно обязательно подавлять. В психологии считается, что она может являться источником прогресса. Только тогда, когда перед людьми возникают какие-либо препятствия, они начинают пробовать что-то новое или проявлять чудеса изобретательности. Кроме того, фрустрация формирует волю, поскольку сильно усиливает решительность. Однако острая реакция человека на непреодолимую фрустрацию может явиться причиной серьёзных психических проблем.

Формы поведения

Напряжение и разочарование возникают у человека в тех случаях, когда ожидаемые результаты не соответствуют предпринятым действиям и усилиям, затраченным на достижение целей. Американский терапевт и психолог Сол Розенцвейг считал, что фрустрация обычно проявляется в трёх формах поведения. Он выделял в фрустрирующей ситуации экстрапунитивное, интрапунитивное и импунитивное поведение.

Название Описание
Экстрапунитивная форма Возникает в тех случаях, когда конкретная личность обвиняет в происходящем внешние обстоятельства либо других людей. Человек испытывает упрямство, досаду, раздражительность, озлобленность, стремится добиться своих целей любыми способами. Его поведение становится примитивным и малопластичным, используются лишь заученные формы поведения.
Интрапунитивная форма Характеризуется состоянием аутоагрессии: человек обвиняет в возникающих проблемах самого себя, страдает от излишнего чувства вины. У него возникает тревожность и подавленное настроение, личность становится молчаливой и замкнутой. Интрапунтивные люди сильно ограничивают виды своей деятельности, отказываются от удовлетворения личных потребностей.
Импунитивная форма Возникает тогда, когда личность относится к своим неудачам как к неизбежности, или, наоборот, как к практически незаметному событию. Такие люди никого ни в чём не обвиняют.

Фрустрации – обычное явление нашей жизни. Мы можем попытаться найти другой маршрут, если застряли в пробке, или выбрать другой ресторан, если наше любимое кафе закрыто, но иногда внешние ситуации совершенно от нас не зависят. В таком случае человеку надо научиться спокойно воспринимать неизбежное. Принятие жизни такой, какая она есть, является одним из секретов того, как избежать фрустраций.

Отличие от депривации и разочарования

Фрустрацию в психологии часто путают с такими характеристиками эмоционального состояния, как депривация и разочарование. Подобно разочарованиям, состояние фрустрации возникает тогда, когда отсутствует ожидаемый результат, но фрустрированные люди не отчаиваются, а продолжают бороться за достижение желаемого. Они делают это даже тогда, когда не понимают, что ещё надо сделать для того, чтобы достичь своих целей.

Причины возникновения депривации и фрустрации также сильно отличаются. Фрустрация всегда связана с неудовлетворёнными желаниями либо препятствиями при достижении цели, а депривация возникает при отсутствии самого предмета либо возможности удовлетворения актуального желания.

Однако теория невроза в психологии указывает на наличие общего механизма этих состояний: депривация приводит к фрустрации, затем фрустрация вызывает агрессивную реакцию. В свою очередь, агрессия приводит к тревожности, а уже тревога вызывает защитную реакцию. В таком направлении психологии, как психоанализ, считается, что развитие такого элемента личности, как «Эго», всегда начинается с фрустрации.

Модели фрустрационного поведения

Люди реагируют на фрустрирующую ситуацию разными способами. В психологии выделяют такие виды фрустрационного поведения:

Диагностирование

Для диагностики этого состояния в психологии широко используется тест Розенцвейга или Методика рисуночной фрустрации. Эта методика исследует реакции человека на проблему и способы его выхода из ситуаций, которые препятствуют деятельности либо удовлетворению насущных потребностей.

Методика состоит из более чем двух десятков схематических рисунков, на которых изображены беседующие люди. Рисуночные ситуации делятся на две группы: ситуации «обвинения» и ситуации «препятствия». Рисунки поочерёдно демонстрируются испытуемому. Глядя на них, он должен высказать свои предположения, о чём ведётся разговор на той либо иной картинке. Описывая предполагаемые диалоги, человек проявляет типичные для него реакции на фрустрации, а также излюбленные способы выхода из ситуаций конфликта, что позволяет психотерапевту делать выводы о его состоянии.

Лечение

Мы все периодически испытываем состояние фрустрации, поэтому умение эффективно бороться с возникающим напряжением является очень важным для развития личности. Каждый человек должен научиться контролировать своё состояние.

Сегодня есть множество эффективных способов коррекции фрустрационного поведения, которые помогают человеку изменить своё поведение и мышление. Для этого используются разнообразные психологические методы, позволяющие освободить эмоциональные и физические зажимы, улучшить навыки коммуникации или когнитивные умозаключения.

Простые инструменты релаксации, такие как глубокое дыхание или рассматривание специально подобранных картинок, помогают успокоить чувства разочарования и гнева. Глубокое дыхание диафрагмой помогает расслабиться. Более энергичные упражнения, например йога, помогут снять эмоциональные и телесные блоки, после чего вы будете чувствовать себя намного спокойнее. Напряжённые и энергичные упражнения в группе помогут вам проработать чувства гнева и разочарования.

состояние, возникающее в результате переживания по поводу невозможности достижения намеченных целей и удовлетворения влечений, крушения планов и надежд.

Понятие «фрустрация» широко используется в современной психологической и психоаналитической литературе, но представление о фрустрации, как психическом состоянии, способном привести к возникновению невроза, находило свое отражение в классическом психоанализе. Так, при рассмотрении этиологии невротических заболеваний З. Фрейд использовал понятие Versagung, означающее отказ, запрет и чаще всего переводимое на английский язык как фрустрация.

Для основателя психоанализа вынужденный отказ человека от чего-либо и запрет на удовлетворение его влечений соотносились прежде всего с невозможностью удовлетворения потребности любви. Причем он считал, что человек является здоровым, если его потребность любви удовлетворяется реальным объектом, и становится невротиком, если лишается этого объекта, не находя ему заместителя. Таков один из возможных поводов к психическому заболеванию. Другой тип поводов к заболеванию носит, по мнению З. Фрейда, иной характер, связанный с тем, что человек заболевает не вследствие внешнего запрета на удовлетворение его сексуальных желаний, а в силу внутреннего стремления раздобыть себе в действительности соответствующее удовлетворение, когда попытка приспособления к реальности натыкается на непреодолимое внутреннее препятствие. И в том, и в другом случае наступает невротическое расстройство. В первом случае заболевают от переживаний, во втором – от хода развития. «В первом случае задача состоит в отречении от удовлетворения и индивидуум страдает от недостатка сопротивляемости, во втором задача требует замены одного удовлетворения другим и крушение происходит от недостатка гибкости». Такое понимание, по сути дела, фрустрации было высказано основателем психоанализа в статье «О типах невротических заболеваний» (1912).

По мере развития теории и практики психоанализа стало очевидным, что невротические заболевания могут возникать не только вследствие отказа человека от удовлетворения желаний, но и в момент их исполнения, когда он уничтожает возможность насладиться этим исполнением. В некоторых случаях при достижении успеха у человека может появиться неожиданно внутренняя неудовлетворенность после того, как внешняя неудовлетворенность уступает место исполнению желания. Размышляя о «крушении во время успеха», З. Фрейд обратил внимание на внутрипсихический конфликт, возникающий под воздействием сил совести, запрещающих человеку извлечь выгоду из счастливо переменившихся внешних условий. Речь шла о фрустрации, которой оказывался подвержен человек, когда его Я вооружается против желания, как только оно приближается к исполнению. Подобное понимание фрустрированного состояния человека нашло свое отражение в работе основателя психоанализа «Некоторые типы характеров из психоаналитической практики» (1916).

Помимо размышлений о фрустрированном состоянии человека З. Фрейд поставил вопрос о том, какими средствами располагает психоаналитик, чтобы сделать скрытый в данный момент конфликт влечения у пациента актуальным. По его мнению, это можно сделать двояким образом: создать ситуации, в которых он станет актуальным, или довольствоваться тем, чтобы поговорить о нем во время анализа и указать на такую возможность. Первой цели психоаналитик может достичь в реальности или в переносе. В обоих случаях аналитик доставит пациенту в известной мере «реальное страдание из-за фрустрации и застоя либидо». Иначе, как подчеркивал З. Фрейд в работе «Конечный и бесконечный анализ» (1937), имело бы смысл предписание, что аналитическую терапию следует проводить «в состоянии фрустрации». Но это относится уже к технике устранения актуального конфликта.

Представления З. Фрейда о фрустрации легли в основу тех психоаналитических концепций, в соответствии с которыми фрустрация с необходимостью вызывает враждебность, является источником инстинктивного напряжения и становится причиной невротической тревоги. Одни психоаналитики стали придерживаться подобного понимания роли фрустрации в возникновении враждебности, агрессивности человека и его психического заболевания. Другие не разделяли подобные взгляды на фрустрацию. К последним относится немецко-американский психоаналитик К. Хорни (1885–1952), которая в работе «Новые пути в психоанализе» (1936) подвергла критике фрейдовское представление о фрустрации.

На основе анализа теории либидо К. Хорни пришла к следующим положениям: тот факт, что невротический человек чувствует себя фрустрированным, не позволяет делать обобщения о предопределяющей роли фрустрации в заболевании; как дети, так и взрослые могут переносить фрустрацию без каких-либо враждебных реакций; если фрустрация воспринимается как унизительное поражение, то проистекающие из нее враждебные реакции являются откликом не на фрустрацию желаний, а на то унижение, которое индивид субъективно переживает; человек не только может переносить фрустрацию удовольствия намного легче, чем полагал З. Фрейд, но и способен даже «предпочесть фрустрацию, если она гарантирует безопасность»; доктрина фрустрации в значительной мере способствовала «снижению потенциала психоаналитической терапии».

Американский психоаналитик Э. Фромм (1900–1982) уделил особое внимание соотношению между фрустрацией и агрессивностью. В работе «Анатомия человеческой деструктивности» (1973) он подверг критике фрустрационную теорию агрессивности. Подчеркнув то обстоятельство, что «ни одно важное дело не обходится без фрустрации», он, подобно К. Хорни, придерживался точки зрения, согласно которой опыт жизни не подтверждает предположение о непосредственной связи между фрустрацией и враждебностью, поскольку люди ежедневно страдают, получают отказы, но при этом не проявляют агрессивных реакций. Словом, фрустрация не ведет к росту агрессивности. В действительности, как считал Э. Фромм, «важную роль играет психологическая значимость фрустрации для конкретного индивида, которая в зависимости от общей обстановки может быть различной».

В целом Э. Фромм исходил из того, что важнейшим фактором для определения последствий фрустрации и их интенсивности является характер человека и именно от него зависит, «во-первых, что вызывает в нем фрустрацию, и, во-вторых, насколько интенсивно он будет реагировать на фрустрацию».

Австрийский психотерапевт В. Франкл (1905–1997) ввел в психоаналитическую литературу понятие «экзистенциальная фрустрация», означающее, что фрустрированным может быть не только сексуальное влечение, но и стремление человека к смыслу. Он считал, что экзистенциальная фрустрация также может привести к неврозу. Речь шла о специфическом «ноогенном» (в отличие от психогенного) неврозе, связанном с моральными конфликтами и духовными проблемами человеческого существования, в числе которых «экзистенциальная фрустрация часто играет большую роль».

ФРУСТРАЦИЯ

от лат. frustratio - обман, тщетное ожидание) - негативное психическое состояние, обусловленное НЕВОЗМОЖНОСТЬЮ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ тех или иных потребностей. Это состояние проявляется в переживаниях разочарования, тревоги, раздражительности, наконец, отчаянии. Эффективность деятельности при этом существенно снижается.

ФРУСТРАЦИЯ

психологическая боль") - блокирование целенаправленного поведения; - 1) обман, введение в заблуждение; 2) напрасная надежда, неудача: в политической психологии - ситуация дискомфорта из-за несоответствия внешней и внутренней картин общественно-политической действительности. (Словарь, с. 304)

ФРУСТРАЦИЯ

frustration) Состояние, возникающее при появлении препятствия, при расстройстве планов или разочаровании. Фрустрацию и ДЕПРИВАЦИЮ часто путают, хотя, строго говоря, фрустрация имеет отношение к последствиям, связанным с неудовлетворением влечения или неудачей в достижении цели, тогда как депривация подразумевает отсутствие предмета или возможности, необходимой для удовлетворения. Тем не менее, фрустрационная и депривационная теории невроза сходятся в утверждении, что депривация ведет к фрустрации, фрустрация ведет к АГРЕССИИ, агрессия ведет к ТРЕВОГЕ, тревога ведет к ЗАЩИТАМ…

Несмотря на распространенное мнение, что психоанализ убежден во вреде фрустрации, это не совсем так, ибо психоанализ считает, что РАЗВИТИЕ Я начинается с фрустрации. Фактически фрустрационные теории невроза предполагают, что как фрустрация, так и депривация являются патогенными при повышении определенного порога интенсивности (ста. ПОРОГ).

ФРУСТРАЦИЯ

лат. frustratio - обман, расстройство, разрушение планов) - эмоционально-тяжелое переживание человеком своей неудачи, сопровождающееся чувством безысходности, крушения надежд в достижении определенной желаемой цели.

ФРУСТРАЦИЯ

психическое состояние человека, вызываемое объективно непреодолимыми (или субъективно так воспринимаемыми) трудностями, возникающими на пути к достижению цели или к решению задачи; переживание неудачи.

ФРУСТРАЦИЯ

Конфликтное эмоциональное состояние, которое может быть вызвав непреодолимыми для конкретного индивида трудностями, препятствующими достижению цели, крахом надежд и крушением всех планов.

ФРУСТРАЦИЯ

психическое состояние переживания неудачи, обусловленное невозможностью удовлетворения некоих потребностей, возникающее при наличии реальных или мнимых непреодолимых препятствий на пути к некоей цели. Может рассматриваться как одна из форм психологического стресса. Проявляется в переживаниях разочарования, тревоги, раздражительности, наконец, отчаянии. Эффективность деятельности при этом существенно снижается.

В связи с фрустрацией различаются:

1) фрустратор - причина, вызывающую фрустрация;

2) ситуация фрустрационная;

3) реакция фрустрационная.

Фрустрация сопровождается гаммой в основном отрицательных эмоций: гневом, раздражением, чувством вины и пр. Уровень фрустрация зависит:

1) от силы, интенсивности фрустратора;

2) от состояния функционального человека, попавшего в ситуацию фрустрационную;

3) от сложившихся при становлении личности устойчивых форм эмоционального реагирования на жизненные трудности.

Важное понятие при изучении фрустрация - толерантность фрустрационная - устойчивость к фрустраторам, в основе коей лежит способность к адекватной оценке ситуации фрустрационной и предвидение выхода из нее.

ФРУСТРАЦИЯ

психическое состояние дезорганизации сознания и деятельности, возникающее, когда вследствие каких-либо препятствий и противодействий мотив остается неудовлетворенным или его удовлетворение тормозится (В.С. Мерлин).

ФРУСТРАЦИЯ

лат. frustratio - обман, неудача) - одна из форм психологического стресса, возникающего в ситуации разочарования и проявляющегося гаммой отрицательных эмоций: гневом, раздражением, чувством вины. Ф. вызывают объективно непреодолимые (или субъективно так воспринимаемые) трудности.

ФРУСТРАЦИЯ

от лат. frustratio - обман, тщетное ожидание) - психическое состояние, вызванное неуспехом в удовлетворении потребности, желания. Состояние Ф. сопровождается различными отрицат. переживаниями: разочарованием, раздражением, тревогой, отчаянием и др. Ф. возникают в ситуациях конфликта, когда, напр., удовлетворение потребности наталкивается на непреодолимые или трудно преодолимые преграды. Высокий уровень Ф. приводит к дезорганизации деятельности и снижению ее эффективности.

Возникновение Ф. обусловлено не только объективной ситуацией, но зависит и от особенностей личности. Ф. у детей возникает в виде переживаемого "чувства крушения", когда целенаправленное действие наталкивается на препятствие. Причиной Ф. может служить неудача в овладении предметом, неожиданный запрет со стороны взрослого и др. Частые Ф. ведут к формированию отрицат. черт поведения, агрессивности, повышенной возбудимости, комплексу неполноценности. См. Аффект неадекватности, Гипотеза фрустрации-агрессии.

Фрустрация

Frustration). Психическое состояние, вызванное неуспехом в удовлетворении потребности, желания. В ситуации фрустрации, как это показали эксперименты Левина и его коллег, человек склонен регрессировать к поведению, свойственному более ранним стадиям развития. Само же жизненное пространство становится менее дифференцированным.

Фрустрация

Frustration). Отсутствие удовлетворения потребности или желания со стороны материнской фигуры. Также возникает при блокировании достижения личных целей.

Эго (Ego). В теории психоанализа - аспект личностной структуры; включает восприятие, мышление, научение и все другие виды психической активности, необходимые для эффективного взаимодействия с социальным миром.

Фрустрация

от лат. frustratio - обман, тщетное ожидание) психическое состояние, возникающее вследствие реальной или воображаемой невозможности достижения цели. Состояние Ф. сопровождается различными отрицательными переживаниями: разочарованием, раздражением, тревогой, отчаянием и др.

ФРУСТРАЦИЯ

Специальное использование в психологии обычно ограничивается двумя значениями: 1. Действие – прекращение, вмешательство или прерывание поведения, – которое направлено на какую-то цель. Это операциональное определение; под поведением может пониматься почти все: от явного, физического движения до скрытого, когнитивного процесса. 2. Эмоциональное состояние, которое, как считается, возникает в результате действия в значении 1. Обычно считается, что это эмоциональное состояние имеет мотивационные свойства, которые вызывают поведение, разработанное, чтобы обойти или преодолеть препятствие.

Фрустрация

Негативное эмоциональное состояние, которое тяжело переживается человеком, порой дезорганизует его жизнь и деятельность, превращаясь во внутриличностный конфликт. Фрустрация возникает, если потребности и желания личности не могут быть удовлетворены вследствие кажущихся непреодолимых препятствий, ограничений и запретов.

Фрустрация

психическое состояние, порождаемое переживанием недоступной цели, расстройством планов или разочарованием. Характеризуется отрицательными переживаниями (тревога, гнев и т. п.).

Фрустрация

психическое состояние, вызываемое объективно непреодолимыми (или субъективно так воспринимаемыми) препятствиями, возникающими на пути к достижению цели. Проявляется в виде гаммы эмоций: гнева, раздражения, тревожности, чувства вины и т. п.

Фрустрация

психическое состояние дезорганизации сознания и деятельности индивида, вызванное столкновением с объективно непреодолимыми или субъективно воспринимаемыми как таковые трудностями, препятствующими удовлетворению потребности, достижению цели или выполнению поставленной задачи; переживание неудачи, сопровождающееся разочарованием, раздражением, отчаянием, тревогой.

Фрустрация

от frustration) вынужденный отказ, особое состояние или внутренний психический конфликт, возникающий при столкновении личности с субъективно непреодолимым препятствием на пути к достижению осознаваемых или неосознаваемых целей (термин введен 3.Фрейдом).

Фрустрация

необходимый компонент гештальт-психотерапии, а также фактор необходимый для созревания личности (см. зрелость). По словам Перлза, гештальт-терапевт - это искусный фрустратор. Клиент проецирует (см. проекция) на терапевта способность сделать за него то, что он сам не готов сделать в своей жизни, и пытается добиться этого с помощью манипуляций (см. манипуляция). «Гештальттерапия исходит из предположения, что пациенту не хватает способности опираться на себя, и что терапевт символизирует эту неполноту «я» пациента» [Перлз (17), с. 136]. Фрустрация проявляется в том, что психотерапевт не поддерживает манипулятивное поведение клиента, а побуждает последнего мобилизовывать собственные ресурсы для удовлетворения потребностей. Важно учитывать, что фрустрация не должна быть чрезмерной - терапевт должен соблюдать баланс фрустрации и поддержки. Лаура Перлз так сформулировала этот принцип: терапевт должен оказывать такую поддержку, которая необходима, но она должна быть наименьшей из всех возможных. Литература:

Фрустрация

от лат. frustratio - обман, расстройство, разрушение планов), 1) психическое состояние, выражающееся в характерных особенностях переживаний и поведения, вызываемых объективно непреодолимыми (или субъективно так понимаемыми) трудностями, возникающими на пути к достижению цели или решению задачи; 2) состояние краха и подавленности, вызванное переживанием неудачи. Исторически проблема Ф. связана с работами З. Фрейда и его последователей, усматривавших однозначную связь между Ф. и агрессией. В рамках бихевиористских теорий Ф. определялась как изменение или затормаживание ожидаемой реакции при определенных условиях, как помеха в деятельности. В настоящее время многие авторы используют понятие Ф. и психологического стресса как синонимы; некоторые обоснованно рассматривают Ф. как частную форму психологического стресса. Правомерно также рассматривать Ф. в контексте межличностного функционирования, и с этой точки зрения для исследователей представляет интерес сфера межличностных конфликтов и трудностей, которые могут возникать в самых разнообразных жизненных ситуациях, в том числе и в повседневных.

Фрустрация

от лат. frustratio - обман, расстройство, разрушение планов] - психическое состояние личности, раскрывающееся в своеобразном комплексе негативных переживаний (страх, гнев, чувство вины, стыда и т. д.) и поведенческих реакций, что базируется на субъективной оценке в качестве непреодолимых и неустранимых ряда препятствий при решении личностно значимых задач. При этом подобные преграды могут существовать лишь в поле субъективного восприятия конкретной личности, а могут быть и объективно представлены в реальности. В логике фрейдизма и неофрейдизма проблематика фрустрации напрямую связана с проблематикой агрессии как некий «запускающий» механизм, практически неизбежно приводящий индивида к проявлениям агрессивного поведения. В логике бихевиористского подхода фрустрация традиционно рассматривается в качестве фактора, если не разрывающего схему «стимул - реакция», то во всяком случае существенно замедляющего деятельностный «отклик» на предъявленный стимул и деструктурирующего естественное протекание ответной деятельностной активности. Понятие «фрустрация» в рамках современной психологической науки нередко рассматривается как разновидность стресса, а порой - как реакция на легкую форму депривации личностно значимых потребностей индивида. Другое дело, что состояние фрустрации в психологически содержательном плане может расцениваться как лишь частично «покрывающее» в интерпретационном смысле стрессовое состояние и как синоним лишь частичной и, главное, локальной и непродолжительной депривации. Что касается социально-психологического ракурса рассмотрения фрустрации, то понятно, что наибольший интерес здесь имеет фрустрационно окрашенный аспект межличностных отношений и прежде всего конфликтного взаимодействия. Знаменательно, что по аналогии со структурой межличностного конфликта применительно к фрустрации принято выделять фрустратора (тот стимул, который приводит к фрустрационному состоянию личности), фрустрационную ситуацию, фрусрационную реакцию и фрустрационные последствия. Степень остроты фрустрационного переживания и фрустрационных последствий зависит, прежде всего, от двух в психологическом плане волне самоценных факторов: мощность фрустратора и степень фрустрационной защищенности, «стойкости» личности. Помимо этого, фоновым, но крайне значимым фактором здесь является такая переменная, как функциональное состояние личности, оказавшейся в фрустрационной ситуации. Следует также отметить, что в последнее время устойчивость к фрустрационному воздействию обозначают, как правило, в качестве «фрустрационной толерантности». При этом, кроме того, что личности, обладающие этим качеством, способные рационально анализировать возникшую фрустрационную ситуацию, адекватно оценивать степень ее масштабности и реалистично предвидеть ее развитие, как правило, не склонны к мотивированному риску и сознательно избегают принятия тех решений, которые можно охарактеризовать как авантюрные. Все это в совокупности позволяет этим личностям, даже в том случае, когда они все же попали в экстремальную ситуацию, сопряженную с наступлением состояния личностной фрустрированности, осуществлять оптимальный поиск путей выхода из сложившихся обстоятельств, максимально используя и свои внутренние ресурсы, и внешние условия.

Наибольшее количество социально-психологических исследований фрустрации так или иначе было связано с эмпирической проверкой гипотезы «фрустрация - агрессия» Д. Долларда и Н. Миллера. В одном из ранних экспериментов такого рода, осуществленном в 1941 г. под руководством К. Левина, «детям показывали комнату, где было множество игрушек, но не разрешалось войти в нее. Они стояли за дверью, рассматривали игрушки и испытывали сильное желание с ними поиграть, но не могли приблизиться к ним (типичная фрустрирующая ситуация - В. И., М. К.). Это продолжалось некоторое время, после чего детям разрешали поиграть с этими игрушками. Другим детям сразу давали играть с игрушками, без создания у них предварительного периода ожидания. Фрустрированные дети разбрасывали игрушки по полу, швыряли их об стены и в целом демонстрировали чрезвычайно разрушительное поведение. Нефрустрированные дети демонстрировали значительно более спокойное и менее разрушительное поведение»1. В этом эксперименте, как и в ряде других было получено видимое подтверждение предположения о том, что типичной поведенческой реакцией на фрустрацию является агрессия. Однако в других экспериментах, в частности Ю. Бернстайна и Ф. Уорчела, в ходе которого «...ассистент экспериментатора срывал процесс группового решения проблем, потому что постоянно выходил из строя его слуховой аппарат (а не просто потому, что он был невнимателен), фрустрация не приводила ни к раздражению, ни к агрессии»2.

Анализируя результаты этих и своих собственных экспериментов, Л. Берковиц пришел к выводу, что прямым следствием фрустрации является не собственно агрессия, а особое психическое состояние, включающее целый комплекс негативных эмоций, о которых говорилось выше (страх, гнев и т. д.). Совершенно очевидно, что подобные негативные переживания не только повышают потенциальную конфликтность индивида и вероятность агрессивной реакции под воздействием провоцирующих стимулов (к классическим стимулам такого рода Л. Берковиц, в частности, относил наличие в поле зрения фрустрированного человека оружия), но и сами по себе представляют достаточно серьезную психологическую, а если фрустрация приобретает массовый характер (как, например, это имело место после дефолта 1998 г. в России), то и социальную проблему.

В этой связи вполне понятен устойчивый интерес исследователей к типичным фрустрирующим ситуациям и факторам, характерным для современного общества. Как показал ряд социологических исследований, проведенных на рубеже 70-х - 80-х гг. прошлого века в США, наиболее распространенным источником массовой фрустрации служат семейные отношения. При этом «...наиболее часто упоминаемой причиной семейных конфликтов в Соединенных Штатах является ведение домашних дел. Семьи непрерывно спорят о том, что и как следует убирать и мыть; о качестве приготовления пищи; о том, кому выносить мусор, косить траву возле дома и чинить вещи. Треть всех супружеских пар утверждают, что у них постоянно возникают разногласия в вопросах, касающихся семейного быта. За ними по частоте упоминания следуют конфликты в отношении секса, общественной жизни, денег и детей.

Особенно высокий уровень фрустрации в семьях создают экономические проблемы. Большее число семейных конфликтов и вспышек бытового насилия регистрируется в семьях из рабочего класса, нежели в семьях из среднего класса, а также в семьях с безработными кормильцами и в семьях с большим количеством детей. ... Проблемы, связанные с работой, также находятся среди основных источников фрустрации и гнева. В ходе одного исследования, проводившегося среди работающих женщин, было обнаружено, что такие проблемы, как конфликты между ожиданиями руководителей и работниц, неудовлетворенность трудом и воспринимаемая недооценка своих умений были названы в числе сильнейших предикатов уровня общей враждебности. Эти примеры говорят о том, что враждебность порождается фрустрацией»3.

Совершенно очевидно, что практически все перечисленные источники массовой фрустрации характерны и для современной России. Кризис семьи, рост семейного насилия на протяжении последних лет являются предметом неизменного внимания средств массовой информации, государственных чиновников самого высокого уровня. На решение этих проблем направлены многочисленные целевые программы (поддержки молодой семьи, многодетных семей, доступного жилья и т. п.), к сожалению, пока не приносящие сколько-нибудь ощутимого позитивного результата. Позорно низкий для европейской страны экономический уровень жизни большинства населения остается неизменным, несмотря на огромные государственные доходы, обусловленные беспрецедентно благоприятной мировой конъюнктурой на газо- и нефтепродукты. К этому следует добавить такие специфические именно для российской действительности источники массовой фрустрации, как отсутствие полноценно функционирующих социальных «лифтов», критический уровень социального расслоения общества, постоянно меняющиеся правила игры, а то и откровенный произвол со стороны государственных и, прежде всего, так называемых «силовых» структур.

В этих условиях, наряду с очевидной необходимостью кардинального пересмотра всей внутренней политики, критически важной, с точки зрения не только модернизации, но и элементарного выживания общества, является проблема фрустрационной толерантности его членов. Она во многом обусловлена особенностями развития и социального научения в детском возрасте. Так, если в период становления детской инициативы (в возрасте от 3-х до 6-и лет) фрустрирующие действия взрослых (родителей, воспитателей и т. д.), направленные на подавление активности ребенка (в своей первооснове такие действия вполне оправданы и, более того, необходимы, если они объективно направлены на обеспечение безопасности ребенка, а также законных интересов его социального окружения: других детей, родственников и т. п.), приобретают глобальный характер, тем самым превращая ситуативную фрустрацию в устойчивую депривацию жизненно необходимой потребности ребенка в самостоятельной активности. В таких условиях ребенок учится реагировать на фрустрацию либо агрессией в адрес непосредственных фрустраторов (взрослых) в ее инфантильных проявлениях (чаще всего в форме истерического отвержения), либо ищет замещающие объекты (игрушки, домашних животных, других детей). В данном ракурсе становится совершенно понятна весьма распространенная схема реагирования на фрустрацию взрослых людей, описываемая анекдотом «...о муже, который бранит жену, которая вопит на сына, который пинает собаку, которая кусает почтальона; и все это потому, что на работе муж получил нагоняй от босса»1.

Заметим, что в рамках отечественных традиций как семейного воспитания, так и классической дошкольной педагогики, в центре внимания которых было и остается не то, как развивается реальный ребенок в конкретных условиях, а то, как должен развиваться абстрактный ребенок в некоей идеальной схеме, культивируется именно директивный, совершенно дисфункциональный, с точки зрения формирования фрустрационной толерантности личности, подход к воспитанию.

Другим критическим в контексте рассматриваемой проблематики моментом развития является подростковый и юношеский период. В этом возрасте роль фрустраторов спонтанной личностной активности, наряду с родительскими и замещающими их фигурами (учителями), все больше начинают играть социальные институты. При этом особую значимость с данной точки зрения приобретают господствующие в обществе идеологические установки. В этой связи отчетливо наблюдаемая в современном российском обществе тенденция к агрессивному навязыванию так называемых «традиционных ценностей» в самой идиотизированной их форме, изоляционизма и ханжеской десексуализации представляют прямую и явную угрозу не только психологическому благополучию отдельных индивидов, но и самим первоосновам существования России как целостного государственного образования.

О том, что это действительно так, свидетельствует, в частности, рост ксенофобии и межнациональной напряженности, уже вылившийся в кровавые события в карельском городе Кондапога и целый ряд других инцидентов, не получивших столь широкого освещения в средствах массовой информации. Следует также добавить, что в более локальных своих проявлениях низкая фрустрационная толерантность отдельных членов сообщества может полностью парализовать деятельность группы. Особенно актуально это для команд, занимающихся ярко выраженной инновационной деятельностью, которая по определению предполагает высокий риск неудачи и связанной с этим фрустрации.

Практический социальный психолог, осуществляя ежедневное курирование конкретной группы или организации, должен иметь четкое представление о степени индивидуальной предрасположенности каждого члена общности к фрустрационным воздействиям и об уровне его фрустрационной толерантности, что является необходимым условием выбора той или иной коррекционно-поддерживающей программы психологического сопровождения жизнедеятельности сообщества.

08.07.2018 1 343 0 Игорь

Психология и общество

Каждый человек имеет потребности и желания. Состояние, испытываемое нами при столкновении с невозможностью удовлетворения этих потребностей или осуществления желаний, называется фрустрацией. Негативные эмоции и чувства, связанные с этим состоянием, сопровождают нас всю жизнь, даже если мы не осознаем этого. Важно научиться преодолевать их. Разберем, что означает фрустрация простыми словами, каковы причины ее возникновения и как ее преодолеть.

Содержание:



Определение фрустрации

Фрустрация (от латинского «frustratio» – неудача, тщетное ожидание, обман, расстройство задуманного ) – это такое состояние человеческой психики, при котором человек переживает массу негативных чувств, связанных с невозможностью реализовать свои желания или удовлетворить собственные жизненные потребности. Неизбежными спутниками этого состояния является разочарование и опустошение. Простыми словами, фрустрация – это когда желания человека не соответствуют имеющимся у него возможностям, расходятся с ними в той или иной ситуации. Она приводит к эмоциональным травмам, которые являются закономерными и неизбежными. Фрустрацию переживают все люди не зависимо от их половой принадлежности, возраста или статуса в обществе.

По мнению психологов, у детей это состояние проявляется гораздо чаще. И фрустрация не делит людей на богатых и бедных, она свойственна тем и другим в одинаковой степени. Известные психологи Браун и Фербер данное состояние связывают с ситуацией, конечным итогом которой является затормаживание ожидаемой реакции или ее предупреждение.

В психологической науке фрустрация рассматривается с точки зрения внутреннего душевного стресса, негативных эмоций (волнение, тревога, переживание, напряжение, душевная боль и т.д.), которые связаны с невозможностью достижения поставленных целей. Если бы все цели и задачи были легко реализуемы, мы бы не испытывали такой радости, восторга и счастья, когда чего-то добиваемся. Поэтому преодолевая объективные сложности на пути достижения целей, сталкиваясь с поражениями, утратами и невезением, поддаваясь отчаянию или злости, проходя через разочарование, мы учимся бороться с состоянием фрустрации, чтобы в любых жизненных ситуациях оставаться в хорошем настроении и чувствовать себя счастливыми.

Основные признаки фрустрации:

  • наличие непреодолимого стремления добиться желаемого;
  • возникновение на пути движения к цели препятствий и преград;
  • результат несоответствия целей и возможностей – нарушение душевного баланса, внутренней гармонии;
  • зарождение нового желания – восстановление равновесия с помощью приложения усилий.

Психологи находят в таком состоянии проявление закономерности, поскольку оно неизбежно и не зависит от человека.




Майер выделяет два потенциала в поведении людей:

  1. Возможные поведенческие модели, сформированные на основе генетики, условий жизнедеятельности, приобретенного опыта.
  2. Процессы отбора, которые делятся на появляющиеся при возникновении состояния фрустрации и в случае действий, направленных на мотивацию и стимуляцию.

Причины (фрустраторы)

Подразделяются на внешние и внутренние. Первые – не зависят от самого человека, это так называемые внешние обстоятельства, реалии нашей жизни (поломка транспорта, задержка рейса, волокита с получением необходимой справки и т.д.). Вторые – находятся в самом человеке, это свойства его характера и личностные качества (низкая самооценка, неуверенность в себе, отсутствие амбиций, нехватка знаний, навыков и умений и т.д.).

Переживания, вызванные внешними причинами, человек переносит легче, поскольку видит причину своих неудач во внешних факторах и барьерах. С внутренними причинами ситуация обстоит сложнее – дело может дойти до нервного срыва, депрессии, основанной на постоянном прокручивании событий, самобичевании и самокопании. Чтобы преодолеть такое состояние, человеку необходимо собраться, проанализировать ситуацию, выявить причины случившегося, сделать для себя необходимые выводы и двигаться дальше, исправляя допущенные ошибки в достижении поставленной цели. Согласно еще одной классификации причины фрустрации подразделяются на следующие группы:

  • Биологические – заболевания, недееспособность, старость, пороки и нарушения физического характера, сексуальные расстройства;
  • Физические – сюда относятся любые ограничения физического характера (ограничение свободы человека в тюремной камере, недостаток денежных средств, за которые хочется что-то купить и т.д.);
  • Психологические – фобии, расстройства любовного характера, потеря близких, умственная отсталость, внутренние конфликты и т.д.;
  • Социокультурные – предписания, ограничения, законы, общественные установки, мешающие человеку получить желаемое; экзистенциальная фрустрация (извечные вопросы добра и зла, поиска смысла жизни); общественная фрустрация (социальные конфликты, страдания от одиночества, недостаток общения и т.д.).

Одним из провоцирующих факторов данного состояния является то, с какой частотой человек не может удовлетворить актуальные потребности и его реакция на собственные неудачные попытки.

Хорошо это или нет?




Фрустрация – это одновременно и хорошо, и плохо. Хорошо, когда это состояние мотивирует человека, учитывая все ошибки, преодолевая все препятствия, двигаться дальше к достижению целей. В этом случае фрустрация – полезный показатель жизненных проблем. Плохо, когда она сопровождается выплеском гнева, сильной раздражительностью, обидами, беспокойством, напряжением, чувством безразличия, апатией, потерей интереса, синдромом вины, тревогой, яростью, агрессией, враждебностью, что ведет к снижению самооценки по причине беспомощности и отверженности, а также к стрессу и глубокой депрессии.

Неправильно считать, что фрустрация действует исключительно разрушающе на человека и ее необходимо в обязательном порядке подавить. Психологи убеждают нас в обратном: она – фактор прогресса и развития. Только в том случае, когда человеку нужно преодолеть какие-либо сложности, справиться с возникающими проблемами, он развивается, придумывает какие-то новшества, становится более изобретательным и находчивым, начинает проявлять смекалку и живость ума.

Вдобавок к этому состояние фрустрации способствует выработке силы воли, усилению смелости и энергичности. Самое главное, научиться бороться с негативными эмоциями, которые могут привести к плохим последствиям – серьезным психическим расстройствам.

Формы поведения

В том случае, когда человек затрачивает массу усилий и предпринимает активные действия для достижения поставленных целей, а полученный результат не соответствует его ожиданиям, он разочаровывается и раздражается. Сол Розенцвейг, врач-терапевт и практикующий психолог из Америки, выделяет три формы поведения, в которых проявляется фрустрация:

  • Экстрапунитивная – проявляется в тех ситуациях, когда достижению целей препятствовали внешние причины или посторонние люди. Негативные эмоции, которые возникают у человека: настырность, неудовлетворенность, нервозность, раздражение. Он старается получить желаемое любыми средствами. Эта форма поведения является негибкой и примитивной, человек применяет лишь заученные формы действий.
  • Интрапунитивная – человек направляет всю свою агрессию внутрь себя, винит во всех бедах только себя, занимается самокопанием и самобичеванием. Негативные эмоции, которые возникают у человека: избыточное чувство вины, тревога, подавленность. Он избегает общения, становится замкнутым и неразговорчивым. При такой форме поведения люди отказываются от дальнейших действий, направленных на достижение целей, ограничивают свою активность, отказываясь от необходимости удовлетворить возникшие потребности.
  • Импунитивная – характеризуется отношением человека к нереализованным желаниям и неудовлетворенным потребностям как к тому, что неизбежно. Второй вариант – человек делает вид, что не заметил своей неудачи. Такая форма поведения связана с тем, что в состоянии фрустрации люди не ищут виноватых, а просто делают соответствующие выводы.

Каждый из нас должен понимать, что фрустрация – это обычное, неизбежное состояние. Если поломался транспорт, можно пересесть на другой, если не удалось попасть на желаемое мероприятие, можно найти другой вид интересного времяпрепровождения.



Важно понимать, зависят те или иные обстоятельства от нас или мы никак не можем на них повлиять. И основываясь на этой информации, предпринимать необходимые дальнейшие действия. Основной секрет, как обернуть состояние фрустрации в положительную сторону – это принимать жизнь такой, какая она есть, не усложнять ее.

Фрустрация, депривация и разочарование: сходство и отличие

Депривация и разочарование – две черты, характеризующие эмоциональное состояние человека. Их очень часть путают с фрустрацией. Отличительные черты этих понятий представлены в таблице.

Отличительные признаки

Фрустрация

Разочарование

Депривация

Причина возникновения

Отсутствие ожидаемого результата от приложенных усилий и затраченной энергии

Отсутствие необходимой вещи, которую хочется получить, или самой возможности удовлетворить возникшую потребность

Возникновение отчаяния

Не возникает отчаяния

Возникает отчаяние

Возникает отчаяние

Полученный результат и дальнейшие действия человека

Человек продолжает бороться за поставленную цель, даже в том случае, если еще не понимает, что нужно делать дальше

Человек останавливается на том, чего сумел или не сумел достичь

Человек не получает того, к чему стремился

Существует общий механизм, который связывает эти состояния в одно целое. Начальной точкой является депривация, которая ведет к фрустрации, на которую человек реагирует агрессией, способствующей возникновению тревоги. Последняя помогает человеку защититься от нахлынувших негативных эмоций.

Модели поведения

Существуют разные способы реакции человека на ситуации, ведущие к фрустрации. Фрустрационное поведение с точки зрения психологии бывает следующих видов:

  • Агрессивное – агрессия направляется либо во внешний мир, либо внутрь самого человека (он мучается угрызениями совести, испытывает чувство стыда, обвиняет самого себя);
  • Повышенная физическая возбудимость – человек начинает ходить из угла в угол, накручивать волосы на пальцы и совершать другие бесполезные и неконтролируемые действия;
  • Апатия – человек становится вялым, у него пропадает любое желание что-либо делать (может целый день не вставать с дивана, уставившись глазами в потолок);
  • Бегство – человек избегает тех действий, которые причиняют ему боль и вызывают другие отрицательные эмоции (не отвечает на телефонные звонки, не читает новости и т.д.);
  • Фиксация – направлена на усиление активных действий, запретного поведения, кажется, что человек зациклился на чем-то плохом;
  • Стресс – способствует физическому и душевному истощению, что ведет к хронической усталости, головным болям, язвам, повышению артериального давления, мигреням, инсультам, инфарктам и гастритам;
  • Замещение – когда человек одну неудовлетворенную потребность замещает любой другой;
  • Депрессия – может возникнуть у любого человека независимо от половой принадлежности, расы, вероисповедания, возраста или культуры. Это состояние негативно влияет на все процессы жизнедеятельности человека – сон, питание, общение, общее самочувствие и т.д.;
  • Смещение – когда человек смещает свое фокусирование с одной цели на другую (мама срывается на собственных детей, ругая их за плохое поведение, из-за проблем на работе);
  • Рационализация – когда человек ищет в неудаче те положительные стороны и моменты, которые с ней связаны;
  • Интенсификация усилий – когда человек собирается, мобилизует все свои силы и имеющиеся ресурсы для продолжения начатого;
  • Регрессия – когда человек возвращается к примитивному поведению;
  • Аддиктивное поведение – заедание проблем, что приводит к ожирению, уход от проблем с помощью употребления алкогольных напитков или наркотиков. Эта модель поведения является наиболее разрушительной и бессмысленной. Проблемы она не решит, а только добавит новых – ухудшение здоровья, приобретение вредных привычек.



Примеры из жизни

  1. Вас пригласили на важное мероприятие. Вы подобрали себе гардероб: костюм, туфли, сумочку. Приходите в магазин, чтобы купить конкретные ранее подобранные вещи. И тут выясняется, что костюма такого размера, как вам нужен, нет. И в других магазинах тоже. Все ваши планы рушатся, и вы впадаете в состояние фрустрации. В течение определенного времени не можете логично мыслить, ваша голова занята только одной мыслью о том, что ничего из запланированного не сбылось.
  2. Измена любимого человека. Вы строили совместные планы на будущую жизнь: замужество, рождение детей, покупка жилья и т.д. И весть о том, что любимый вам изменил, является для вас громом среди ясного неба. Весь окружающий вас мир рушится в одну секунду, вам переполняет обида, гнев и разочарование. Через время приходит опустошение. Это состояние будет гораздо длительнее, чем в предыдущем примере с неосуществленной покупкой костюма.
  3. Пример из художественной литературы: лиса из известной каждому басни Крылова: она очень хочет сорвать виноград, но не имеет возможности сделать это.

Важно! Если вы самостоятельно не в силах преодолеть состояние фрустрации, необходимо обращаться за помощью к специалистам, задача которых выявить причины этого состояния, помочь вам проанализировать ошибки, преодолеть негативные эмоции и направить все свои усилия на то, чтобы снова почувствовать себя счастливым и полным жизненных сил человеком.

Состояние фрустрации время от времени испытывает каждый человек. Однако лечения оно требует лишь в том случае, когда личность не в состоянии сама справиться с возникшей ситуацией.

Что такое фрустрация? Терминология

Фрустрация - это в психологии такое состояние психики человека, при котором его желания не соответствуют действительности - на пути к ним стоят непреодолимые преграды, либо возможности не покрывают всех стремлений. Термин, близкий к английскому слову «разочарование» и происходящий от латинского «неудача», «обман».

Каждый из этих переводов присутствует в изначальном определении термина "фрустрация". Это эмоциональное состояние, наступающее после разрушения всяческих надежд. Можно подобрать несколько различных определений, чтобы описать, что такое фрустрация, и всегда будет оставаться несколько нюансов. Предлагается рассмотреть важнейшие из них.

В чем различие фрустрации и разочарования?

Фрустрация - это в психологии термин, связанный с препятствиями, неудачами и ограничениями на пути к целям. Для того чтобы развенчать миф о схожести фрустрации с чувством, знакомым каждому и гораздо более простым по терминологии, - разочарованием, следует указать, что, в отличие от разочарованного, фрустрированный (кем-либо или чем-либо) человек не отказывается от своих стремлений, а продолжает в них верить и идти к ним.

Между прочим, препятствия, из-за которых человек может оказаться в данном психическом состоянии, не всегда даже реальны, вымышленные способны оказывать на него столь же сильное влияние, а в некоторых случаях - даже сильнее.

Связь фрустрации с ирреальным миром, в принципе, велика - уход от проблем в свои собственные фантазии всегда легче, чем их решение, хотя и является худшим из лекарств от разочарования. Это же формирует вторую часть определения фрустрации: человек, предпочитающий вымыслы фактам, продолжает идти к свои целям, руководствуясь, однако, фантазийными представлениями о действительности. В то же время его сознание уже знает истину, и потому фрустрация становится неизбежной.

Фрустрация и депривация

Разочарование, в свою очередь, не единственное, с чем связывают фрустрацию. Столь же часто в разговорах о том, что такое фрустрация, вспоминается депривация и агрессия - самостоятельные термины, образующие все вместе причинно-следственную связь.

Депривация - психическое состояние, основанное на факте отсутствия чего-либо, обычно обстоятельств, к которым человек был привычен длительный период времени. Она может проявляться как отдельным состоянием, так и предпосылкой к фрустрации при наличии определенного развития событий.

Фрустрация и агрессия

Агрессия также является или симптомом, или последствием многих психических состояний, но ее взаимосвязь конкретно с фрустрацией имеет свойство видоизменяться и являться неизменной даже при отсутствии внешних проявлений. Достоверно известно, что агрессия - объективный результат фрустрации. Л. Берковиц, исследуя эту проблему, пришел к выводу, что, несмотря на факт возможности изменения вероятности проявления агрессии, одно то, что именно агрессивные действия становятся объектом внимания психолога, означает, что агрессия - основное последствие ограничения человека.

Симптоматика фрустрации. Последствия

В то же время существует другая классификация, по которой агрессивное поведение - лишь один из пунктов. Вид этой классификации следующий:

    Эмоциональная агрессия. Даже при распределении моделей поведения такое последствие самое распространенное.