Эссе профессиональная деятельность специалиста дефектолога. Профессия учитель-дефектолог - самая гуманная профессия на Земле. Эссе. Плюсы и минусы профессии дефектолог

Кто такие учителя-дефектологи?

Для того, чтобы ответить на этот вопрос обратимся к справочникам.

Дефектология (лат.defektus -недостаток ) - это наука, находящаяся на стыке медицины и педагогики и изучающая закономерности и особенности развития детей с физическими и психическими недостатками и вопросы их обучения и воспитания (Л.С. Выготский «Основы дефектологии»).

Дефектолог – это специалист в области изучения, обучения, воспитания и социализации детей с отклонениями в развитии. Иными словами дефектолог в узком смысле – это коррекционный педагог.

Учителя-дефектологи (они же специальные педагоги) занимаются развитием, воспитанием и обучением деток с практически любыми проблемами развития - как в физической сфере, так и психологической. Различные направления работы дефектологов нацелены на детей с врожденными и приобретенными нарушениями слуха и зрения, патологией речевого аппарата, снижением интеллекта, психоневротическими реакциями и так далее.

Основной задачей дефектологов является не столько развитие речи, сколько психологическая и социальная помощь ребенку с особенностями развития, а также развитие его интеллектуальных способностей.

Так, например, учитель-дефектолог, работающий с детками, имеющими сниженный слух, стремится, в первую очередь, помочь ребенку максимально приспособиться к жизни в обществе. При работе с детьми с недостаточно сформированным интеллектуальным развитием дефектологу необходимо, в первую очередь, привить ребенку элементарные навыки самообслуживания.

Существует несколько дефектологических специальностей:

  • Сурдопедагог - обучает детей с недостатками слуха ;
  • Олигофренопедагог - обучает детей с недостатками умственного развития;
  • Тифлопедагог – обучает детей с недостатками зрения ;
  • Логопед – специалист, работающий со всеми видами речевых нарушений у детей.


На консультации дефектолог осматривает ребенка, путем диагностики выявляет имеющиеся нарушения, проводя беседы с родителями, выясняет обстоятельства, при которых возникло и развивалось заболевание, при необходимости назначает дополнительные обследования и анализирует их результаты. Все это позволяет точно определить характер отклонения и выбрать направление для целенаправленной работы по коррекции.
После проведения первичного обследования детей, родители получают ответы на интересующие их вопросы по организации коррекционной помощи ребенку.

Когда следует обратиться к дефектологу?

Помощь дефектолога необходима не только деткам с нарушенным слухом и зрением либо малышам с различными нарушениями интеллекта, даже обычному ребенку может понадобиться квалифицированная консультация.

Обязательно следует показать дефектологу ребенка с перенесенной родовой травмой центральной нервной системы (ПЭП в анамнезе). Причем сделать это нужно не тогда, когда малыш уже пытается говорить, а уже впервые полгода жизни. Специалист может посоветовать специальные развивающие упражнения, подсказать, на что следует обратить внимание конкретно у этого ребенка.

Опытный дефектолог может также подсказать родителям, как развить интеллектуальные способности ребенка и расширить его словарный запас, улучшить произношение и владение собственной речью. Под правильным руководством дефектолога дети учатся лучше выражать свои мысли, развивают способность к восприятию новой информации, лучше обучаются.

Основные направления работы учителя-дефектолога с ребенком:

  • формирование математических представлений (количественных, пространственных, временных).
  • обучение конструированию: на занятиях по конструированию ребенок овладевает представлениями о пространстве, цвете и форме предметов, учится действовать по образцу, координировать движения рук.
  • обучение игре: некоторые дети не умеют играть, или же уровень развития их игровой деятельности соответствует более младшему возрасту. Для таких ребят необходимо организовывать специальные занятия, помогающие им "продвинуться" в развитии. Специально организованные игры помогают развивать восприятие, внимание, память и мышление ребенка, моторику рук, ритмическую способность.
  • ознакомление с окружающим миром и развитие речи: ребенок учится видеть окружающие предметы и явления, расширяется круг его представлений, словарный запас, развивается связная речь.

Тест: Дано ли Вам быть дефектологом?

  1. Часто ли вы задумываетесь над тем, какое влияние на окружающих оказывают ваши поступки?

А) очень редко;

Б) довольно часто;

В) очень часто.

  1. В детстве вы больше хотели иметь дома:

А) лошадь;

Б) рыбку;

В) собаку.

3. Находясь в кругу лиц, хорошо вам известных, вы:

Б) остаетесь самим собой и спокойно наблюдаете за происходящим;

В) пытаетесь внести свои правила общения и повлиять на окружающих.

  1. Как вы ведете себя в сложной ситуации?

А) внутренне кипите;

Б) сохраняете полное спокойствие;

В) выходите из себя.

5. Когда вы смотрите фильм ужасов, вы:

А) боитесь;

Б) скучаете;

В) получаете искреннее удовольствие.

6. Представьте, что реинкарнация действительно возможна. Кем бы вы хотели родиться в следующей жизни?

А) тигром;

В) медведем.

7. В автомобильной пробке вас больше всего раздражает:

А) что транспорт едет так медленно и все ваши планы рушатся;

Б) все машины подъехали ко мне так близко!

В) за что я плачу дорожные налоги?!

Начислите себе 3 балла за ответы 1в, 2б, 3в, 4а, 5а, 6б, 7а;

2 балла за ответы 1б, 2в, 3а, 4б, 5б, 6в, 7в;

1 балл за ответы 1а, 2а, 3б, 4в, 5в, 6а, 7б;

18-21 балл - вы дефектолог от бога. Вам удается не только точно определить проблему своего пациента, но и точно выяснить оптимальные механизмы компенсации его недостатков. Каждый необычный ребенок, каждый человек с отклонениями от нормы для вас уникален, исключителен. Вы в состоянии сделать гения из ребенка с нестандартным типом мышления. Вам следует поставить памятник при жизни!

11-17 баллов - ваше ангельское терпение, чуткость и знание законов функционирования и развития психики, позволяют достичь отличных результатов. Задержка психического развития или дефекты речи и слуха несомненно слабее технологий и методов коррекции, находящихся в вашем арсенале. Вы правильно выбрали себе профессию!

10 баллов и ниже - работа с людьми, а тем более с такими сложными детьми - очень большая эмоциональная нагрузка для вас. Вам следует найти для себя что-нибудь поспокойнее. В конце концов, в мире есть масса возможностей подобрать себе дело по вкусу


Учитель-дефектолог- самая гуманная профессия на Земле.

Обучение и воспитание детей – это интересный, увлекательный, но не легкий труд. А воспитание и обучение детей с особыми возможностями здоровья (ОВЗ) в двойне не легкий труд. Обучением таких детей занимаются учителя-дефектологи. Эта профессия направлена на освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной программы, на максимальную коррекцию и реабилитацию недостатков в развитии этих детей. А это дети с нарушенной слуховой функцией, слепые, слабовидящие дети, дети с тяжелыми нарушениями речи, с нарушением опорно-двигательного аппарата (ДЦП), с задержкой психического развития (ЗПР), умственно отсталые (УО) и другие дети с ограниченными возможностями здоровья.

Профессия дефектолога довольно молода. Лишь в недавнем прошлом люди пришли к пониманию того, что дети с отклонениями в психическом или физическом развитии по-своему уникальны, что их нужно и можно развивать, учить жить в обществе. История свидетельствует, что на ранних этапах своего развития отношение к людям с психофизическими недостатками было нетерпимым. Дети с такими недостатками умерщвлялись, сбрасывали в пропасть. Это происходило в Спарте до IV-V вв. нашей эры. Так было и в Древнем Риме в начале нынешнего тысячелетия, где убивали уродливых, обезображенных детей. В тоже время в Риме разрабатывались способы лечения людей с инвалидностью. Например, Аристотель изучал глухоту, а Гиппократ пытался лечить эпилепсию.

Дефектология тесно связана с психологией, медициной, педагогикой и др. И поэтому учителю-дефектологу необходимо быть компетентным в области специальной педагогики и психологии, знать анатомо-физиологические и клинические основы дефектологии, методы и приемы предупреждения и исправления отклонений в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья. Учитель-дефектолог –это универсальная профессия. Обучением детей с нарушением слуха занимается сурдопедагог, слепых и слабовидящих – тифлопедагог, умственно отсталых – олигофренопедагог.

Работа учителя-дефектолога с такими детьми часто сопряжена большой эмоциональной, психологической, а иногда и физической нагрузкой. Эта работа требует большой выдержки, терпения и самообладания, любви и чувства доброты, потому что каждый день, каждый урок нужно будет открывать мир знаний ребенку, отличающемуся от других сверстников своим психическим или физическим развитием.

Козинец П.А., студентка Макеевского Педагогического колледжа;

Бондаренко Э.А., преподаватель русского языка Макеевского Педагогического колледжа.

Как и обычные дети, ребенок с особыми образовательными потребностями имеет право на получение квалифицированной педагогической помощи, которую может оказывать только спе­циально подготовленный педагог. Для успешной учебной и вос­питательной деятельности в структуре специального образования недостаточно обычной педагогической подготовки.

Профессиональная деятельность педагога-дефектолога выходит за традиционные рамки работы учителя, тесно взаимодействуя и переплетаясь с различными видами социально-педагогической, реабилитационной, консультативно-диагностической, психотерапевтической, собственно коррекционной и другими видами «не­учительской» деятельности, направленными к одной важнейшей цели - содействию человеку с ограниченными возможностями жизнедеятельности в его социальной адаптации и интеграции сред­ствами специального образования.

Профессиональный опыт дефектолога, конечно, не совпадает с содержанием его профессиональной подготовки - он намного шире и глубже. Освоение всей глубины и всех сторон педагогичес­кой культуры в сфере специального образования, которая инте­грируется в структуру его собственной личности как готовность к избранной деятельности в единстве его потребностей и способно­стей, продолжается в течение всей его профессиональной жизни. Целью, к которой он постоянно стремится, является педагогиче­ское мастерство - сплав профессионально значимых личностных и профессиональных качеств.

Выпускник педагогического вуза, подготовленный по той или иной дефектологической специальности, должен быть компетен­тен в выполнении следующих видов профессиональной деятель­ности:

Преподавательской;

Конструктивно-организаторской;

Диагностико-аналитической;

Консультативной;

Проективной;

Гностической;

Психопрофилактической;

Коррекционно-развивающей;

Просветительской;

Научно-исследовательской;

Воспитательской;

Координаторской.

Это означает, что сформировавшийся специалист-дефектолог должен владеть:

Умением проводить педагогическое обследование с целью уяснения особенностей хода развития ребенка и подростка, вы­явления имеющихся образовательных достижений;

Методами дифференциальной диагностики для определения типа нарушения (без права постановки клинического и психоло­гического диагноза);

Умением осуществлять педагогическое консультирование де­тей, их родителей, а также педагогов массовых общеобразователь­ных учреждений по проблемам обучения, воспитания, жизнен­ного и профессионального самоопределения воспитанников;

Приемами и способами адаптации и трансформации учебно­го и дидактического материала и образовательных условий в соот­ветствии с возможностями и потребностями детей и подростков, имеющих нарушения и отклонения в развитии; умением созда­вать, поддерживать и эффективно использовать специальную об­разовательную среду;


Технологиями и методами обучения и воспитания детей и подростков с особыми образовательными потребностями в раз­личных организационных формах процесса специального образо­вания;

Навыками обеспечения экологически благоприятной, психо­логически и эмоционально комфортной среды во всех подсистемах специального образования и жизнедеятельности воспитанников;

Знаниями приемов профилактики и методов коррекции при­вычек, наносящих ущерб здоровью, а также защиты от неблаго­приятного влияния социальной среды;

Способами оказания психологической помощи в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социально­го происхождения;

Организаторскими умениями взаимодействия и сотрудниче­ства с родителями с целью повышения их психологической куль­туры;

Навыками организации и проведения научно-исследователь­ской работы.

Применительно к каждой дефектологической специальности эти общие компетенции дополняются в соответствии с особенно­стями профессиональной деятельности с детьми той или иной категории более конкретными специфическими компетенциями. К этому постоянно добавляется уникальный и неповторимый индивидуальный профессиональный опыт, приобретаемый и ос­мысливаемый педагогом в течение всей его профессиональной деятельности.

Педагоги-дефектологи трудятся в специальных образователь­ных учреждениях (дошкольных, школьных, в учреждениях про­фессионального образования), в психолого-медико-социальных, реабилитационных, консультативно-диагностических центрах, психолого-медико-педагогических консультациях, на логопеди­ческих пунктах, а также в образовательных учреждениях общего назначения, в детских домах и школах-интернатах, осуществляя коррекционно-педагогическую работу с разными категориями обу­чающихся и воспитанников; они могут вести индивидуальное обу­чение и воспитание детей с отклонениями в развитии в домаш­них условиях и осуществлять надомное визитирование для оказа­ния ранней комплексной помощи семье, имеющей ребенка с на­рушениями развития.

Заметно возросла потребность образовательных учреждений об­щего назначения в специальных психологах и педагогах в услови­ях развития интеграции и дифференцированного подхода к уча­щимся. Для педагога-дефектолога (особенно олигофренопедагога) в силу специфики его профессионального образования не со­ставляет труда компетентно организовать процесс обучения и вос­питания детей в классах коррекционно-развивающего и компен­сирующего обучения, в то же время, как учитель массовой школы испытывает затруднения в работе с детьми, обнаруживающими признаки школьной дезадаптации.

Необходимый уровень профессиональной компетентности педагога-дефектолога постоянно поддерживается им как благодаря самообразованию, изучению передового опыта дефектологов-прак­тиков, так и через специально организованное обучение в системе повышения квалификации и переподготовки.

Повышение профессиональной квалификации проводится по мере необходимости, но не реже одного раза в пять лет. Важней­шей его задачей является пополнение теоретических знаний и про­фессиональных компетенций специалистов-дефектологов в соот­ветствии с регулярным обновлением, дополнением и совершен­ствованием Государственных образовательных стандартов высше­го профессионального образования, требованиям которых необ­ходимо всегда соответствовать.

Повышение квалификации и профессиональная переподготовка (подготовка к ведению нового вида профессиональной деятель­ности) дефектологов осуществляется в институтах повышения ква­лификации (институтах усовершенствования) работников педа­гогического образования, в Академии повышения квалификации, а также в соответствующих структурных подразделениях педаго­гических вузов (факультеты повышения квалификации и пере­подготовки). Деятельность этой системы направлена не только на модернизацию уже имеющейся профессиональной квалификации, но и на расширение круга специализаций в соответствии с про­фессиональными потребностями самого специалиста или образо­вательного учреждения, в котором он работает.

Занимающиеся в системе повышения квалификации дефекто­логи могут участвовать в формировании содержания образователь­ных программ в соответствии со своими потребностями и интере­сами и выбирать по согласованию с обучающим подразделением дисциплины для факультативной или индивидуальной формы обучения.

«Моя профессия учитель-дефектолог »

Зинченко Елены Владимировны

Учитель-дефектолог

Душе была дана любовь от Бога в дар,

Чтоб отличить добро от зла умение.

На что же трачу я священный сердцу дар?

На в личном становлении!

И вот опять новый день. Новые встречи. Новые интересы. Новые любопытные детские глаза.

Моя профессия – особая тропинка жизни. Пересекаясь с десятками судеб детей, моя профессиональная тропа сливается с каждой детской жизненной тропкой. Самое главное - находить время….

Нахожу время для любви - это священный дар жизни. Главное для меня - любовь к детям и профессии. Я очень люблю свою профессию за то, что она дает мне возможность ежедневно соприкасаться с миром детства. Каждый день, отдавая частичку своего сердца, я пытаюсь зажечь солнце, которое есть в каждом ребенке!

Нахожу время для работы - это цена моего успеха. В работе мною движет желание помочь каждому ребенку. Какое это непередаваемое удовольствие, когда видишь, что твои труды дают плоды.

Нахожу время для дружбы - это источник счастья. Я работаю рядом с опытными, профессиональными, творческими коллегами.

Нахожу время для игры - это секрет молодости. В работе много сил и энергии требуется, чтобы заинтересовать детей, донести до них то, что необходимо. Игра – постоянный партнер на моих занятиях.

Нахожу время для здоровья - это единственное сокровище жизни. Поэтому главная заповедь моей работы – не навреди. На занятиях эффективно применяю здоровьесберегающие технологии.


В нашей профессии должно сочетаться милосердие врача, прозорливость психолога и мудрость педагога.

Многолетний опыт сотрудничества убедительно доказывает, что стойкость результатов достигается только при наличии единого коррекционного пространства.

Нахожу время для чтения - это основа знаний. Чтобы достичь положительных результатов, нужно быть профессионалом, постоянно пополнять свои знания. Стараюсь идти в ногу со временем: пишу научные статьи, разрабатываю проекты, владею компьютерными технологиями, изучаю нетрадиционные методы в коррекционной и лечебной педагогике.

Нахожу время для раздумий - это источник моей силы. Намечаю новые горизонты - использование цифровых образовательных ресурсов в с детьми и их родителями.

Налаживая мостик взаимодействия «родитель — педагог», от семьи к детскому саду, стараюсь быть деликатной, не учу взрослых людей основам педагогического взаимодействия, и предлагаю, как можно вместе решать проблемы.

В процессе работы с детьми с особыми образовательными потребностями создаю специальные условия для их развития, дети разные - возможности равные.

Дошкольный период - период интеллектуального становления основных психических процессов, которые обеспечивают ребенку полноценное ознакомление с окружающим миром. Ребенок приобретает навыки взаимодействия с предметами, учится говорить, думать, воспринимать, усваивает определенные правила.

В своей работе использую элементы раннее известных методик для развития мыслительной деятельности и адаптирую их к индивидуальным особенностям детей с задержкой психического развития, реализую инновационное использование логических блоков Дьенеша и серий дидактических пособий к этому материалу.

Поскольку блоки представляют собой эталоны форм, цвета, размера они помогают при усвоении программного материала в установлении сходства и различия между предметами.

С логическими блоками дети выполняют много действий, меняют местами, убирают, выкладывают, ищут, делят, сравнивают. Впервые знакомятся с понятиями кодирование информации, алгоритмы, логическая операция.

В совместной работе с воспитателями, например в ходе организации сюжетно - ролевых игр используем как предметы заместители:

«Магазин» - деньги, обозначаются блоками;

«Почта» - адрес на доме обозначается кодовыми карточками; аналогично «Поезд» – билеты, посадочные места); игры - путешествия (используя как таинственные клады, предметы с определенными свойствами); в подвижных играх (предметные ориентиры, обозначения домиков, дорожек, лабиринтов);

Этим материалом дети с удовольствием играют и самостоятельно.

Данное пособие мы используем как дидактический материал в процессе всей , решая задачи всех образовательных областей.

Нахожу время для планирования - это секрет того, как найти время на все предыдущие дела.