Кто такие учителя-дефектологи?
Для того, чтобы ответить на этот вопрос обратимся к справочникам.
Дефектология (лат.defektus -недостаток ) - это наука, находящаяся на стыке медицины и педагогики и изучающая закономерности и особенности развития детей с физическими и психическими недостатками и вопросы их обучения и воспитания (Л.С. Выготский «Основы дефектологии»).
Дефектолог – это специалист в области изучения, обучения, воспитания и социализации детей с отклонениями в развитии. Иными словами дефектолог в узком смысле – это коррекционный педагог.
Учителя-дефектологи (они же специальные педагоги) занимаются развитием, воспитанием и обучением деток с практически любыми проблемами развития - как в физической сфере, так и психологической. Различные направления работы дефектологов нацелены на детей с врожденными и приобретенными нарушениями слуха и зрения, патологией речевого аппарата, снижением интеллекта, психоневротическими реакциями и так далее.
Основной задачей дефектологов является не столько развитие речи, сколько психологическая и социальная помощь ребенку с особенностями развития, а также развитие его интеллектуальных способностей.
Так, например, учитель-дефектолог, работающий с детками, имеющими сниженный слух, стремится, в первую очередь, помочь ребенку максимально приспособиться к жизни в обществе. При работе с детьми с недостаточно сформированным интеллектуальным развитием дефектологу необходимо, в первую очередь, привить ребенку элементарные навыки самообслуживания.
Существует несколько дефектологических специальностей:
- Сурдопедагог - обучает детей с недостатками слуха ;
- Олигофренопедагог - обучает детей с недостатками умственного развития;
- Тифлопедагог – обучает детей с недостатками зрения ;
- Логопед – специалист, работающий со всеми видами речевых нарушений у детей.
На консультации дефектолог осматривает ребенка, путем диагностики выявляет имеющиеся нарушения, проводя беседы с родителями, выясняет обстоятельства, при которых возникло и развивалось заболевание, при необходимости назначает дополнительные обследования и анализирует их результаты. Все это позволяет точно определить характер отклонения и выбрать направление для целенаправленной работы по коррекции.
После проведения первичного обследования детей, родители получают ответы на интересующие их вопросы по организации коррекционной помощи ребенку.
Когда следует обратиться к дефектологу?
Помощь дефектолога необходима не только деткам с нарушенным слухом и зрением либо малышам с различными нарушениями интеллекта, даже обычному ребенку может понадобиться квалифицированная консультация.
Обязательно следует показать дефектологу ребенка с перенесенной родовой травмой центральной нервной системы (ПЭП в анамнезе). Причем сделать это нужно не тогда, когда малыш уже пытается говорить, а уже впервые полгода жизни. Специалист может посоветовать специальные развивающие упражнения, подсказать, на что следует обратить внимание конкретно у этого ребенка.
Опытный дефектолог может также подсказать родителям, как развить интеллектуальные способности ребенка и расширить его словарный запас, улучшить произношение и владение собственной речью. Под правильным руководством дефектолога дети учатся лучше выражать свои мысли, развивают способность к восприятию новой информации, лучше обучаются.
Основные направления работы учителя-дефектолога с ребенком:
- формирование математических представлений (количественных, пространственных, временных).
- обучение конструированию: на занятиях по конструированию ребенок овладевает представлениями о пространстве, цвете и форме предметов, учится действовать по образцу, координировать движения рук.
- обучение игре: некоторые дети не умеют играть, или же уровень развития их игровой деятельности соответствует более младшему возрасту. Для таких ребят необходимо организовывать специальные занятия, помогающие им "продвинуться" в развитии.
Специально организованные игры помогают развивать восприятие, внимание, память и мышление ребенка, моторику рук, ритмическую способность.
- ознакомление с окружающим миром и развитие речи: ребенок учится видеть окружающие предметы и явления, расширяется круг его представлений, словарный запас, развивается связная речь.
Тест: Дано ли Вам быть дефектологом?
- Часто ли вы задумываетесь над тем, какое влияние на окружающих оказывают ваши поступки?
А) очень редко;
Б) довольно часто;
В) очень часто.
- В детстве вы больше хотели иметь дома:
А) лошадь;
Б) рыбку;
В) собаку.
3. Находясь в кругу лиц, хорошо вам известных, вы:
Б) остаетесь самим собой и спокойно наблюдаете за происходящим;
В) пытаетесь внести свои правила общения и повлиять на окружающих.
- Как вы ведете себя в сложной ситуации?
А) внутренне кипите;
Б) сохраняете полное спокойствие;
В) выходите из себя.
5. Когда вы смотрите фильм ужасов, вы:
А) боитесь;
Б) скучаете;
В) получаете искреннее удовольствие.
6. Представьте, что реинкарнация действительно возможна. Кем бы вы хотели родиться в следующей жизни?
А) тигром;
В) медведем.
7. В автомобильной пробке вас больше всего раздражает:
А) что транспорт едет так медленно и все ваши планы рушатся;
Б) все машины подъехали ко мне так близко!
В) за что я плачу дорожные налоги?!
Начислите себе 3 балла за ответы 1в, 2б, 3в, 4а, 5а, 6б, 7а;
2 балла за ответы 1б, 2в, 3а, 4б, 5б, 6в, 7в;
1 балл за ответы 1а, 2а, 3б, 4в, 5в, 6а, 7б;
18-21 балл - вы дефектолог от бога. Вам удается не только точно определить проблему своего пациента, но и точно выяснить оптимальные механизмы компенсации его недостатков. Каждый необычный ребенок, каждый человек с отклонениями от нормы для вас уникален, исключителен. Вы в состоянии сделать гения из ребенка с нестандартным типом мышления. Вам следует поставить памятник при жизни!
11-17 баллов - ваше ангельское терпение, чуткость и знание законов функционирования и развития психики, позволяют достичь отличных результатов. Задержка психического развития или дефекты речи и слуха несомненно слабее технологий и методов коррекции, находящихся в вашем арсенале. Вы правильно выбрали себе профессию!
10 баллов и ниже - работа с людьми, а тем более с такими сложными детьми - очень большая эмоциональная нагрузка для вас. Вам следует найти для себя что-нибудь поспокойнее. В конце концов, в мире есть масса возможностей подобрать себе дело по вкусу
Учитель-дефектолог- самая гуманная профессия на Земле.
Обучение и воспитание детей – это интересный, увлекательный, но не легкий труд. А воспитание и обучение детей с особыми возможностями здоровья (ОВЗ) в двойне не легкий труд. Обучением таких детей занимаются учителя-дефектологи. Эта профессия направлена на освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной программы, на максимальную коррекцию и реабилитацию недостатков в развитии этих детей. А это дети с нарушенной слуховой функцией, слепые, слабовидящие дети, дети с тяжелыми нарушениями речи, с нарушением опорно-двигательного аппарата (ДЦП), с задержкой психического развития (ЗПР), умственно отсталые (УО) и другие дети с ограниченными возможностями здоровья.
Профессия дефектолога довольно молода. Лишь в недавнем прошлом люди пришли к пониманию того, что дети с отклонениями в психическом или физическом развитии по-своему уникальны, что их нужно и можно развивать, учить жить в обществе. История свидетельствует, что на ранних этапах своего развития отношение к людям с психофизическими недостатками было нетерпимым. Дети с такими недостатками умерщвлялись, сбрасывали в пропасть. Это происходило в Спарте до IV-V вв. нашей эры. Так было и в Древнем Риме в начале нынешнего тысячелетия, где убивали уродливых, обезображенных детей. В тоже время в Риме разрабатывались способы лечения людей с инвалидностью. Например, Аристотель изучал глухоту, а Гиппократ пытался лечить эпилепсию.
Дефектология тесно связана с психологией, медициной, педагогикой и др. И поэтому учителю-дефектологу необходимо быть компетентным в области специальной педагогики и психологии, знать анатомо-физиологические и клинические основы дефектологии, методы и приемы предупреждения и исправления отклонений в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья. Учитель-дефектолог –это универсальная профессия. Обучением детей с нарушением слуха занимается сурдопедагог, слепых и слабовидящих – тифлопедагог, умственно отсталых – олигофренопедагог.
Работа учителя-дефектолога с такими детьми часто сопряжена большой эмоциональной, психологической, а иногда и физической нагрузкой. Эта работа требует большой выдержки, терпения и самообладания, любви и чувства доброты, потому что каждый день, каждый урок нужно будет открывать мир знаний ребенку, отличающемуся от других сверстников своим психическим или физическим развитием.
Козинец П.А., студентка Макеевского Педагогического колледжа;
Бондаренко Э.А., преподаватель русского языка Макеевского Педагогического колледжа.
Как и обычные дети, ребенок с особыми образовательными потребностями имеет право на получение квалифицированной педагогической помощи, которую может оказывать только специально подготовленный педагог. Для успешной учебной и воспитательной деятельности в структуре специального образования недостаточно обычной педагогической подготовки.
Профессиональная деятельность педагога-дефектолога выходит за традиционные рамки работы учителя, тесно взаимодействуя и переплетаясь с различными видами социально-педагогической, реабилитационной, консультативно-диагностической, психотерапевтической, собственно коррекционной и другими видами «неучительской» деятельности, направленными к одной важнейшей цели - содействию человеку с ограниченными возможностями жизнедеятельности в его социальной адаптации и интеграции средствами специального образования.
Профессиональный опыт дефектолога, конечно, не совпадает с содержанием его профессиональной подготовки - он намного шире и глубже. Освоение всей глубины и всех сторон педагогической культуры в сфере специального образования, которая интегрируется в структуру его собственной личности как готовность к избранной деятельности в единстве его потребностей и способностей, продолжается в течение всей его профессиональной жизни. Целью, к которой он постоянно стремится, является педагогическое мастерство - сплав профессионально значимых личностных и профессиональных качеств.
Выпускник педагогического вуза, подготовленный по той или иной дефектологической специальности, должен быть компетентен в выполнении следующих видов профессиональной деятельности:
Преподавательской;
Конструктивно-организаторской;
Диагностико-аналитической;
Консультативной;
Проективной;
Гностической;
Психопрофилактической;
Коррекционно-развивающей;
Просветительской;
Научно-исследовательской;
Воспитательской;
Координаторской.
Это означает, что сформировавшийся специалист-дефектолог должен владеть:
Умением проводить педагогическое обследование с целью уяснения особенностей хода развития ребенка и подростка, выявления имеющихся образовательных достижений;
Методами дифференциальной диагностики для определения типа нарушения (без права постановки клинического и психологического диагноза);
Умением осуществлять педагогическое консультирование детей, их родителей, а также педагогов массовых общеобразовательных учреждений по проблемам обучения, воспитания, жизненного и профессионального самоопределения воспитанников;
Приемами и способами адаптации и трансформации учебного и дидактического материала и образовательных условий в соответствии с возможностями и потребностями детей и подростков, имеющих нарушения и отклонения в развитии; умением создавать, поддерживать и эффективно использовать специальную образовательную среду;
Технологиями и методами обучения и воспитания детей и подростков с особыми образовательными потребностями в различных организационных формах процесса специального образования;
Навыками обеспечения экологически благоприятной, психологически и эмоционально комфортной среды во всех подсистемах специального образования и жизнедеятельности воспитанников;
Знаниями приемов профилактики и методов коррекции привычек, наносящих ущерб здоровью, а также защиты от неблагоприятного влияния социальной среды;
Способами оказания психологической помощи в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального происхождения;
Организаторскими умениями взаимодействия и сотрудничества с родителями с целью повышения их психологической культуры;
Навыками организации и проведения научно-исследовательской работы.
Применительно к каждой дефектологической специальности эти общие компетенции дополняются в соответствии с особенностями профессиональной деятельности с детьми той или иной категории более конкретными специфическими компетенциями. К этому постоянно добавляется уникальный и неповторимый индивидуальный профессиональный опыт, приобретаемый и осмысливаемый педагогом в течение всей его профессиональной деятельности.
Педагоги-дефектологи трудятся в специальных образовательных учреждениях (дошкольных, школьных, в учреждениях профессионального образования), в психолого-медико-социальных, реабилитационных, консультативно-диагностических центрах, психолого-медико-педагогических консультациях, на логопедических пунктах, а также в образовательных учреждениях общего назначения, в детских домах и школах-интернатах, осуществляя коррекционно-педагогическую работу с разными категориями обучающихся и воспитанников; они могут вести индивидуальное обучение и воспитание детей с отклонениями в развитии в домашних условиях и осуществлять надомное визитирование для оказания ранней комплексной помощи семье, имеющей ребенка с нарушениями развития.
Заметно возросла потребность образовательных учреждений общего назначения в специальных психологах и педагогах в условиях развития интеграции и дифференцированного подхода к учащимся. Для педагога-дефектолога (особенно олигофренопедагога) в силу специфики его профессионального образования не составляет труда компетентно организовать процесс обучения и воспитания детей в классах коррекционно-развивающего и компенсирующего обучения, в то же время, как учитель массовой школы испытывает затруднения в работе с детьми, обнаруживающими признаки школьной дезадаптации.
Необходимый уровень профессиональной компетентности педагога-дефектолога постоянно поддерживается им как благодаря самообразованию, изучению передового опыта дефектологов-практиков, так и через специально организованное обучение в системе повышения квалификации и переподготовки.
Повышение профессиональной квалификации проводится по мере необходимости, но не реже одного раза в пять лет. Важнейшей его задачей является пополнение теоретических знаний и профессиональных компетенций специалистов-дефектологов в соответствии с регулярным обновлением, дополнением и совершенствованием Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования, требованиям которых необходимо всегда соответствовать.
Повышение квалификации и профессиональная переподготовка (подготовка к ведению нового вида профессиональной деятельности) дефектологов осуществляется в институтах повышения квалификации (институтах усовершенствования) работников педагогического образования, в Академии повышения квалификации, а также в соответствующих структурных подразделениях педагогических вузов (факультеты повышения квалификации и переподготовки). Деятельность этой системы направлена не только на модернизацию уже имеющейся профессиональной квалификации, но и на расширение круга специализаций в соответствии с профессиональными потребностями самого специалиста или образовательного учреждения, в котором он работает.
Занимающиеся в системе повышения квалификации дефектологи могут участвовать в формировании содержания образовательных программ в соответствии со своими потребностями и интересами и выбирать по согласованию с обучающим подразделением дисциплины для факультативной или индивидуальной формы обучения.
«Моя профессия учитель-дефектолог »
Зинченко Елены Владимировны
Учитель-дефектолог
Душе была дана любовь от Бога в дар,
Чтоб отличить добро от зла умение.
На что же трачу я священный сердцу дар?
На в личном становлении!
И вот опять новый день. Новые встречи. Новые интересы. Новые любопытные детские глаза.
Моя профессия – особая тропинка жизни. Пересекаясь с десятками судеб детей, моя профессиональная тропа сливается с каждой детской жизненной тропкой. Самое главное - находить время….
Нахожу время для любви - это священный дар жизни. Главное для меня - любовь к детям и профессии. Я очень люблю свою профессию за то, что она дает мне возможность ежедневно соприкасаться с миром детства. Каждый день, отдавая частичку своего сердца, я пытаюсь зажечь солнце, которое есть в каждом ребенке!
Нахожу время для работы - это цена моего успеха. В работе мною движет желание помочь каждому ребенку. Какое это непередаваемое удовольствие, когда видишь, что твои труды дают плоды.
Нахожу время для дружбы - это источник счастья. Я работаю рядом с опытными, профессиональными, творческими коллегами.
Нахожу время для игры - это секрет молодости. В работе много сил и энергии требуется, чтобы заинтересовать детей, донести до них то, что необходимо. Игра – постоянный партнер на моих занятиях.
Нахожу время для здоровья - это единственное сокровище жизни. Поэтому главная заповедь моей работы – не навреди. На занятиях эффективно применяю здоровьесберегающие технологии.
В нашей профессии должно сочетаться милосердие врача, прозорливость психолога и мудрость педагога.
Многолетний опыт сотрудничества убедительно доказывает, что стойкость результатов достигается только при наличии единого коррекционного пространства.
Нахожу время для чтения - это основа знаний. Чтобы достичь положительных результатов, нужно быть профессионалом, постоянно пополнять свои знания. Стараюсь идти в ногу со временем: пишу научные статьи, разрабатываю проекты, владею компьютерными технологиями, изучаю нетрадиционные методы в коррекционной и лечебной педагогике.
Нахожу время для раздумий - это источник моей силы. Намечаю новые горизонты - использование цифровых образовательных ресурсов в с детьми и их родителями.
Налаживая мостик взаимодействия «родитель — педагог», от семьи к детскому саду, стараюсь быть деликатной, не учу взрослых людей основам педагогического взаимодействия, и предлагаю, как можно вместе решать проблемы.
В процессе работы с детьми с особыми образовательными потребностями создаю специальные условия для их развития, дети разные - возможности равные.
Дошкольный период - период интеллектуального становления основных психических процессов, которые обеспечивают ребенку полноценное ознакомление с окружающим миром. Ребенок приобретает навыки взаимодействия с предметами, учится говорить, думать, воспринимать, усваивает определенные правила.
В своей работе использую элементы раннее известных методик для развития мыслительной деятельности и адаптирую их к индивидуальным особенностям детей с задержкой психического развития, реализую инновационное использование логических блоков Дьенеша и серий дидактических пособий к этому материалу.
Поскольку блоки представляют собой эталоны форм, цвета, размера они помогают при усвоении программного материала в установлении сходства и различия между предметами.
С логическими блоками дети выполняют много действий, меняют местами, убирают, выкладывают, ищут, делят, сравнивают. Впервые знакомятся с понятиями кодирование информации, алгоритмы, логическая операция.
В совместной работе с воспитателями, например в ходе организации сюжетно - ролевых игр используем как предметы заместители:
«Магазин» - деньги, обозначаются блоками;
«Почта» - адрес на доме обозначается кодовыми карточками; аналогично «Поезд» – билеты, посадочные места); игры - путешествия (используя как таинственные клады, предметы с определенными свойствами); в подвижных играх (предметные ориентиры, обозначения домиков, дорожек, лабиринтов);
Этим материалом дети с удовольствием играют и самостоятельно.
Данное пособие мы используем как дидактический материал в процессе всей , решая задачи всех образовательных областей.
Нахожу время для планирования - это секрет того, как найти время на все предыдущие дела.