Конспект занятия на тему «Традиции россиян. Русские народные праздники» - Конспект. Конспект занятия «Семейные праздники». Старшая группа

Открытое мероприятие по внеурочной деятельности

«Театральная мастерская» в 4 «А» классе 20 ноября 2015года.

Учитель первой категории МБОУ «СОШ № 2»

Вакутина Татьяна Васильевна

Тема: Виды театрального искусства. «Праздники в нашей жизни»

Развивающие задачи:

    Развивать умение передавать в инсценировке простые по содержанию диалоги; регулировать тембр и силу голоса; отрабатывать интонационную выразительность речи;

    развивать речевую активность;

    развивать навыки актерского мастерства, как искусства;

    уверенность в себе,

    выражение личного отношения к прочитанному в процессе чтения (эмоциональная окраска, интонирование, ритм чтения).

    развивать умение устно рецензировать выразительное чтение дноклассников, чтение актёров.

Воспитательные задачи:

    Отрабатывать навыки поведения во время проведения открытых мероприятий;

    воспитывать дружеские взаимоотношения;

    прививать интерес к народному творчеству;

    воспитывать художественный вкус;

    культуру подачи образа;

формировать интерес к театральному творчеству и его деятельности.

Оборудование: мультимедийная презентация, карточки с заданиями, билеты, маски, колпачки.

Орг. момент.

Учитель:

Дорогие мои ученики, я рада видеть вас снова видеть на занятии нашей «Театральной мастерской»! У нас сегодня гости, посмотрите на них, улыбнитесь. И пусть наше занятие пройдёт в хорошем настроении.

Уважаемые гости, мы приглашаем вас на очередное занятие «Театральной мастерской», участниками которой являются ученики 4 «А»класса. Мы постарались нашу классную комнату превратить в театр. У нас есть сцена, партер, галёрка.

Но чтобы определить тему урока надо купить билеты для вас ребята и для наших гостей (открыть ключевые слова) .

Отгадайте загадки.

То царём, а то шутом,
Нищим или королём
Стать поможет, например,
Театральный… (костюмер)

Всеми он руководит,
Мыслит, бегает, кричит!
Он актёров вдохновляет,
Всем спектаклем управляет,
Как оркестром дирижер,
Но зовётся - ...(режиссёр)

Спектакль на славу удался
И публика довольна вся!
Художнику особые овации
За красочные...(декорации)

Он по сцене ходит, скачет,
То смеется он, то плачет!
Хоть кого изобразит, -
Мастерством всех поразит!
И сложился с давних пор
Вид профессии - ...(актёр)

Если хочешь стать другим, -
Призови на помощь...(грим)

Какое слово получилось. В выделенной строке?

Дети: Театр.

Посмотрели на экран и попробуйте определить, второе ключевое слово сегодняшнего урока?

Праздник.

Учитель: Как ты догадался?

От самого высокого столбика, до самого низкого. (Вывешивается ключевое слово на доске)

Учитель: как вы понимаете значение слова «Праздник»?

Ответы детей.

Учитель: Я обобщаю, читаем на лепестках:, « Праздник это: « игры, радость, развлечения, торжество. Ну, а теперь давайте, прочитаем какое определение, дают наши словари.

Праздник – это день радости, торжества по поводу чего-нибудь .

Значит наше определение было верно? Похвалим себя (аплодисменты).

Скажите, пожалуйста, а что вы ждете от праздников.

Ответы детей.

Учитель : Я обобщаю: смех, веселье, настроение, шутки.

И так ПРАЗДНИК, а каким должен быть праздник?

Ответы детей.

Какое время года? Праздник приближается?

Ответы детей.

А мы с вами это семья, значит, праздник может быть каким?

Дети: Семейным.

Вот мы с вами приобрели БИЛЕТЫ, для вас и наших гостей.

Обратите внимание на доску, что у нас получилось? Сформулируйте тему нашего занятия.

Оюобщаю: Тема: Виды театрального искусства. «Праздники в нашей жизни»

Учитель : Дорогие ребята, гости, родители, сегодня мы проводим открытое мероприятие по внеурочной деятельности «Театральная мастерская». И сегодня мы покажем некоторые приёмы, упражнения и задания, которые способствуют развитию речи детей, развитию мыслительной деятельности, развитию творческой фантазии. Сегодня вы сможете проявить свои творческие возможности: будете выступать и в роли актёров, и в роли экспертов, и в роли слушателей. И самое главное, что все эти навыки просто необходимы будут в жизни.

Учитель : Итак, начинаем. Первый проблемный вопрос:

Что такое дикция и нужна ли она нам? (Дикция – произношение; бывает плохая и хорошая. Очень нужна хорошая, чтобы все понимали друг друга, особенно хорошая дикция нужна дикторам, артистам, докладчикам, учителям)

Поработаем над дикцией: А так как приближается День Матери, мы все задания свяжем с этим праздником.

МА-МА-МА – Я сама.

МА-МА-МА – Все я делаю сама.

МЫ-МЫ-МЫ – Ждем зимы.

МИ-МИ-МИ – Меня за руку возьми.

МО-МО-МО – Мы идем в кино.

Конкурс «Доскажи словечко»
Слово спряталось куда-то,

Слово спряталось и ждет.
Пусть найдут меня ребята.

Ну-ка, кто меня найдет?

У некоторых на столах лежат карточки синего цвета. Вам необходимо четко проговаривая каждый звук, прочитать, что там написано, а весь класс хором назвать это слово.

Мама, папа, брат и я –
Вот и вся моя... (семья)


Наши руки были в мыле.
Мы посуду сами мыли.
Мы посуду мыли сами –
Помогали нашей... (маме!)

Мы цветы в саду сажаем,
Их из лейки поливаем.
Астры, лилии, тюльпаны
Пусть растут для нашей... (мамы)


Эти шарики на нити
Вы примерить не хотите ль?
На любые ваши вкусы
В маминой шкатулке….(бусы)

В ушках маминых сверкают,
Цветом радуги сверкают.
Серебрятся капли-крошки
Украшения….(сережки)

Назовите-ка посуду:
Ручка прицепилась к кругу.
Блин испечь ей – ерунда
Это же….(сковорода)

В брюхе у него вода
Забурлила от тепла.
Как разгневанный начальник.
Быстро закипает….(чайник)

Это кушанье для всех
Мама сварит на обед.
И половник тут как тут-
Разольет в тарелки ….(суп)

А теперь скажите мне хором:

В мире нет её роднее,
Справедливей и добрее.
Я скажу, друзья вам прямо -
Лучше всех на свете…

Как ласково мы называем маму?

Дети: Мамочка.

Теперь после каждой моей фразы все вместе, четко прговаривая произнесите слово МАМОЧКА.

Кто пришёл к тебе с утра? (Мамочка!)

Кто сказал «Вставать пора!» (Мамочка!)

Кашу кто успел сварить? (Мамочка!)

Чаю в чашку кто налил? (Мамочка!)

Кто косички же заплёл? (Мамочка!)

Целый дом один подмёл? (Мамочка!)

Кто тебя поцеловал? (Мамочка!)

Кто ребячий любит смех? (Мамочка!)

Кто на свете лучше всех? (Мамочка!)

    Поработаем над дыханием:

«Вьюга воет»

Задача : развить речевое дыхание, силу голоса, Способность изменять ее в нужный момент.

Оборудование : сюжетная картина «Вьюга», ауди­озапись вьюги в начале, в разгаре, в конце.

Описание . Взрослый показывает детям картин­ку, объясняя, что такое вьюга (это сильный ветер со снегом), и дает им послушать звук вьюги, когда она начинается, когда она самая сильная и когда она стихает.

Затем дети по сигналу взрослого «Вьюга начина­ется» тихо изображают ее звук: у-у-у, «Сильная вью­га» - изменяют силу голоса до громкого (но не кри­ка), «Вьюга стихает» - снова изменяют силу голоса до тихого, «Вьюга прошла» -замолкают.

Перед началом игры дети делают глубокий вдох носом. Взятого воздуха им должно хватить до слов «Вьюга прошла».

«Вьюга»

Наступила весна. Но зима уходить не хочет. Она злится, посылает вьюги и метели. Воет вьюга: у-у-у. Свистит ветер: с-с-с-с. Ветер гнет деревья: ш-ш-ш-ш. Но вот вьюга стала затихать. (Повторить тоже, только тише). И затихла.

«На берегу моря»

Представить себя на берегу моря. Закрыть глаза. Слышите как бегает волна: с-с-с. Сыплется песок: с-с-с-с. Ветер песню напевает: с-с-с-с. И песочек рассыпает: с-с-с-с.

Поработаем в парах, каждая пара должна произнести одну и ту же фразу или знакомый отрывок из стихотворения (на желтых карточках)

Наша Таня громко плачет:

Уронила в речку мячик.

- Тише, Танечка, не плачь:

Не утонет в речке мяч.

Учитель: Ребята, а вы знаете, что такое интонирование ? (интонировать – произносить с какой-либо интонацией, с помощью интонации мы можем выразить своё отношение к предмету речи, выделить нужные слова…)

Задание : Любую фразу или строчку из изучаемого произведения произнести с радостной, печальной, ласковой, гневной, шутливой и серьёзной, насмешливой, одобрительной интонацией.

Мама, я двойку получил(а)

Некоторые ребята подготовили стихотворения о маме,давайте послушаем их:

Люблю тебя, мама, за что – я не знаю,

Наверно, за то, что дышу и мечтаю,

И радуюсь солнцу,

И светлому дню.

За это, тебя я, родная, люблю,

За небо, за ветер, за воздух вокруг.

Люблю тебя, мама, ты –

Лучший мой друг.

Мама!

Я не знаю другого слова.

Чтобы так ласкала слух.

Повторю его снова и снова,

Это слово мы первым учили.

С этим словом до смерти живём,

И когда сгущаются тучи,

обязательно маму зовём

мама, мама моя дорогая.

Самый верный и любящий друг

Я всем сердцем своим ощущаю,

Теплоту твоих ласковых рук.

Эти руки меня водили,

с детских лет до зрелой поры.

Эти руки меня защищали.

От болезней ударов судьбы.

Мама - это значит нежность,

Это ласка, доброта,

Мама - это безмятежность,

Это радость, красота!

Мама - это на ночь сказка,

Это утренний рассвет,

Мама - в трудный час подсказка,

Это мудрость и совет!

Мама - это зелень лета,

Это снег, осенний лист,

Мама - это лучик света,

Мама - это значит ЖИЗНЬ!
Учитель : Умеем ли мы говорить друг другу комплименты и что такое комплименты ? (Это приятные слова, похвала. Например, тебе говорят, как ты прекрасно выглядишь, как ты прекрасно поступил, как хорошо сказал, подумал..)

Учитель : Для чего говорят комплименты? (Чтобы человеку было приятно, чтобы показать своё отношение, чтобы поднять настроение, поддержать в трудную минуту или просто так: ведь каждому приятно услышать о себе похвальные слова)

Учитель : А как принято отвечать на комплименты? (Можно просто сказать спасибо. Но часто при этом ещё что-то говорят, например: Я рад, что ты это заметил. Мне было очень приятно это услышать. От твоих слов у меня поднялось настроение. А иногда на комплимент отвечают ответным комплиментом: Спасибо. Ты тоже сегодня прекрасно выглядишь.)

Учитель: Комплимент комплименту – рознь. Подумайте, ребята, чем друг от друга отличаются по значению слова:

лестный – льстивый; лестные слова – льстивые слова?

(Льстивые слова, лесть… Это похвальные слова, но человек их говорит из какой-то выгоды, из корысти. Он не просто хвалит, а угодливо восхваляет кого-то. Лестные слова – это приятные и правдивые слова. Это и есть комплимент. А лесть – совсем другое. Не зря говорят: «В очи льстив, а за очи лжив»)

1-е задание: выразительное чтение по ролям данной сказки;

2-е задание: ответить на вопрос, какой человеческий недостаток высмеивается в этой сказке? (Лесть)

3-е задание: сочинить синквейн

Учитель : А сейчас каждая пара инсценирует свою басню без предварительной подготовки. Правду ли говорят герои друг другу, вы должны это постараться показать голосом, интонацией и жестами.

Иван Андреевич Крылов

Кукушка и петух

Продолжительность спектакля: 3 минуты; количество актеров: 2 или 3.

Действующие лица:

Кукушка
Петух
Воробей

На первом плане слева забор, справа куст. На втором плане поле и лес вдалеке. Кукушка садится на куст и громко кукует. На заборе появляется Петух и громко кукарекает.

Кукушка (восторженно)

Как, милый Петушок, поешь ты громко, важно!

Петух (ласково)

А ты, Кукушечка, мой свет,
Как тянешь плавно и протяжно:
Во всем лесу у нас такой певицы нет!

Кукушка

Тебя, мой куманек, век слушать я готова!

Петух

А ты, красавица, божусь,
Лишь только замолчишь, то жду я, не дождусь,
Чтоб начала ты снова –
Отколь такой берется голосок?
И чист, и нежен, и высок!
Да вы уж родом так: собою невелички,
А песни, что твой соловей!

Кукушка

Спасибо, кум; зато, по совести моей,
Поешь ты лучше райской птички,
На всех ссылаюсь в этом я!

На сцену влетает Воробей и садится между кустом и забором.

Кукушка (самоуверенно)

И Воробей вот подтвердит!

Воробей

Друзья!
Хоть вы охрипните, хваля друг дружку, –
Всё ваша музыка плоха!

Петух

А как же похвала?

Воробей

Ха-ха!
Кукушка хвалит Петуха
За то, что хвалит он Кукушку!

Учитель: А теперь, друзья, давайте придумаем настоящие комплименты для мам.

Синквейн о маме.

- Рефлексия.

На доске вы видите театральные маски. Возьмите жетоны и положите свой около той маски, которая передаёт ваше настроение от занятия.

Билеты вы оставите себе на память об этом занятии.

V. Домашнее задание.

Найти и выучить несколько скороговорок самостоятельно.

Подведение итогов.

Давайте поаплодируем друг другу.

Цель : формирование осознанного, социально ценностного отношения к всемирным праздникам.

Задачи:

— обогащать первоначальные представления о планете Земля, об общих праздниках людей, ее населяющих, событиях, которыми прославились страны на весь мир;

— стимулировать познавательный интерес к явлениям планеты Земля;

— формировать навыки практического применения информации в игровой деятельности.

Оборудование : проектор, видеописьмо, видео- и аудиопроигрыватели, слайды (или рисунки) с изображением новогодней елки, Петра I, Деда Мороза, Санта-Клауса, детей в карнавальных костюмах, Олимпийских игр, ракеты, Ю.А. Гагарина; настольнопечатная игра «Узнай планету»; аудиозапись «Песни мамонтенка» (муз. В. Шаинского, сл. Д. Непомнящего); мяч.

Ход занятия

Воспитатель . Ребята, к нам пришло видеописьмо: «Здравствуйте, дети старшей группы, к вам за помощью обращается Алеша. Летом я ездил в гости к бабушке и нашел у нее дома старую- престарую книгу “Сказки народов мира”. Книга была потрепанная, без обложки, многих страниц недоставало. Я прочитал несколько сказок, и они мне очень понравились. Но “Сказку о единстве” я не смог прочесть до конца, так как в ней не оказалось той страницы, на которой был напечатан ее конец. Я взял книгу с собой, прочитал начало сказки друзьям, и мы стали вместе обсуждать, какой же мог быть конец. Мнения наши разделились, мы даже поспорили. И вдруг я вспомнил о вас, ребята, и подумал, что вы поможете разрешить наш спор, потому что я слышал, вам в детском саду читали много разных сказок.

Послушайте эту сказку.

«В давние-предавние времена жил да был народ — дружный- предружный. Жил он как хорошая семья: без вражды, без ссор, без печали. И были на той земле чудесные могучие леса, моря, горы.

Но вот задумал злой черный колдун разрушить всю красоту земли.

Стал он думать: как это сделать? Думал, думал и придумал: всех, кого только можно, рассорить.

Подкрался колдун к высоким горам и стал нашептывать: “Горы, а горы, вы такие большие, красивые, вами люди любуются, вас рисуют художники, поэты про вас стихи сочиняют. А ведь несправедливо получается, вы, горы, все из камней состоите. Это камни вас такими сделали. А кто про них вспоминает, кто про камни стихи сочиняет, кто ими любуется?”

Услышали это камни, стали задумываться. А затем возмущаться — поверили колдуну: “Мы самые главные, если бы не мы, не было бы гор”. Так они стали разъединяться, ссориться, пока все горы не обвалились. Не стало высоких и могучих гор на земле.

А довольный колдун пошел к морю.

Пришел и стал нашептывать: “Море, а море, ты такое красивое, большое, тебя люди рисуют, о тебе песни складывают, поэты стихи о тебе сочиняют! А ведь это несправедливо, море, ты ведь из капелек состоишь. Это они, капельки, тебя таким сделали! А кто про них, капелек, вспоминает, кто о них песни, стихи сочиняет? Если бы не капельки, не было бы тебя, море”.

Услышали это капельки, задумались, стали недовольными, сердитыми, стали ссориться и возмущаться: “Если бы не мы, не было бы моря! Это из нас море состоит! Это мы такие красивые!”

Ссорились они, ссорились, каждая собой любоваться начала, себя лучам солнца подставлять. И не стало моря — испарилось оно по капелькам.

Обрадовался колдун еще больше, побежал он к лесу могучему.

“Лес, а лес, — стал шептать он изо всех сил, — ты такой могучий, красивый, сильный. Тобой люди любуются, про тебя стихи и песни сочиняют! Но разве справедливо это?! Ведь ты, лес, из деревьев состоишь, и тебя бы, лес, не было!”

Услышали это деревья, зашумели, закачали ветками, затрясли листвой. Шум в лесу поднялся, начали листья раньше времени осыпаться. А тем временем каждое дерево о себе только стало думать, себя солнцу подставлять. Ветвями деревья переплелись, стволами изогнулись — ссорятся, спорят, кто из них выше, лучше, старше. Начали у деревьев корни гнить, земля их плохо держать стала. Налетел тут ветер сильный, повалил все деревья без труда. Не стало леса могучего.

Пуще прежнего обрадовался колдун — решил он народ весь перессорить. Поспешил он в тот момент, когда люди в большой хоровод собрались...”.

И вот на этом закончилась страница. Стали мы с ребятами думать, что же дальше было? Одни ребята считают, что люди, живущие в разных странах, такие разные, и колдун смог бы их легко поссорить между собой, как поссорил камни в горе, капли в море, деревья в лесу. Другие ребята думают, что колдун в этой сказке не смог бы поссорить людей».

Ребята, как вы думаете, смог ли колдун в этой сказке перессорить весь народ?

Дети. Нет, потому что жили они как дружная семья, а в дружной семье не ссорятся.

Воспитатель. Да, ребята, жили эти люди как хорошая семья: без вражды, без ссор, без печали, любили друг друга, уважали, вместе радовались и отмечали праздники. У всех людей на Земле есть общие праздники, которые называются всемирными. Как вы думаете, почему у людей, культура которых отличается друг от друга, есть общие праздники?

Дети . Все люди любят своих детей, родителей, бережно относятся к природе, любят трудиться, отдыхать.

Воспитатель . Верно! Как бы ни отличались люди друг от друга, их культуру объединяет много общего: любовь к детям и родителям, уважение к старикам, бережное отношение к своим традициям, красота материнства. Все люди Земли имеют равные права на образование, труд и защиту, уважают права друг друга. Какие всемирные праздники вы знаете?

Дети . Новый год, Рождество, Восьмое марта, День матери, День Земли.

Воспитатель . Ребята, какой праздник считается самым главным для всех людей, живущих на Земле? Этот праздник любят все дети Земли и ждут его с нетерпением, учат песенки, стихи, готовят сувениры и елочные украшения!

Дети . Новый год.

На проекторе появляется слайд с изображением новогодней елки.

Воспитатель. Правильно, ребята, для всех людей на Земле встреча Нового года — очень важное событие. Когда-то в давние времена великий римский император Юлий Цезарь приказал ввести новый календарь, по которому Новый год стали отмечать

1 января . В России с давних пор любят Новый год. Но не всегда он наступал 1 января. Сначала Новый год отмечали в марте. Потом его стали праздновать в сентябре, после того как собирали урожай. Ребята, а какой царь в России издал указ праздновать Новый год в ночь с 31 декабря на 1 января?

Дети . Петр I.

На экран проектора проецируется слайд с изображением Петра I.

Воспитатель . Верно! Потому что в то время во многих странах, с которыми Россия начала торговать при Петре I, Новый год начинался именно в это время. Что принято делать на Новый год?

Дети . Наряжать елку.

Воспитатель. А почему на Новый год наряжают елку? Такой обычай родился не в нашей стране, а у жителей Англии и Германии. В далекие времена люди считали, что в елях скрываются разные духи. И чтобы задобрить их, чтобы они в следующем году не сделали людям ничего плохого, на нее вешали конфеты, игрушки, а под дерево клали разные подарки. Люди собирались в лесу вокруг наряженной елки, зажигали вокруг нее костры и пели, веселились и плясали. Позже этот обычай переняли другие народы.

Когда Петр I издал указ праздновать Новый год с 31 декабря на 1 января, он тоже приказал нарядить елку. Сначала русские люди не хотели этого делать, а потом этот обычай им понравился. Чем украшают елку в нашей стране?

Дети. Игрушками, орехами, пряниками, яблоками, конфетами.

Воспитатель . В других странах елку украшают фигурками ангелов, свечками, звездочками.

На экране появляются иллюстрации с изображением новогодней елки.

Ребята, а кто на этом празднике самый долгожданный и дорогой гость?

Дети. Дед Мороз.

На экран проектора проецируется слайд с изображением Деда Мороза.

Воспитатель. Русский Дед Мороз отличается от Санта-Клауса, который приходит на Новый год в Америке, Англии.

На экране проектора появляется изображение Санта-Клауса.

Сравните Деда Мороза и Санта-Клауса. Чем они похожи и чем различаются?

Дети. У Санта-Клауса красная короткая куртка, ремень с пряжкой, красные штаны, заправленные в сапоги. У Деда Мороза длинная шуба с поясом, в руках — посох. Санта-Клауса везут северные олени, а Дед Мороз приезжает в санях, запряженных тройкой лошадей.

Воспитатель . Наш Дед Мороз сначала был сердитым, сварливым, суровым дедом, который приносил зимнюю стужу. Но постепенно он превратился в доброго Деда Мороза. Почему его считают добрым?

Дети. Он приносит подарки.

Воспитатель . Да, он приходит к нам в новогоднюю ночь с подарками, А кто приходит вместе с Дедом Морозом?

Дети . Снегурочка.

Воспитатель . Да, Снегурочка — это наша русская девочка. В других странах ее нет. Придумал ее русский народ. Когда Дед Мороз и Снегурочка приходят в гости, становится весело и радостно. Давайте поиграем в игру.

Подвижная игра «Дед Мороз»

Дети вместе с воспитателем выбирают Деда Мороза, который становится в центр круга, образованного детьми. Играющие водят хоровод и приговаривают:

Дед Мороз, Дед Мороз,

Через дуб перерос,

Через дуб перерос,

Прикатил подарков воз.

Морозы трескучие,

Снега сыпучие,

Ветры вьюжные,

Метели дружные.

Холод, стужу напустил,

На реке мост намостил.

После этих слов дети разбегаются, а Дед Мороз их ловит. Тот, до кого он дотрагивается, считается замороженным и стоит неподвижно. Остальные могут его «разморозить», дотронувшись до него рукой.

Воспитатель . Как весело вы играли! Как же отмечают Новый год?

Дети . Желают друг другу счастливого Нового года, накрывают праздничный стол, наряжаются в костюмы, пускают ракеты, зажигают петарды, загадывают желания.

Воспитатель . У многих народов есть такой обычай: люди надевают карнавальные костюмы, чтобы болезни и невзгоды их не узнали, чтобы в новом году начать жить по-новому.

Демонстрируются слайды с изображением детей в карнавальных костюмах.

Вот такой чудесный праздник Новый год!

Есть еще один праздник; его празднуют люди, которые любят свой дом, свой двор и сад, свои родные места, свою Землю, хотят видеть их красивыми. Что это за праздник?

Дети. День Земли.

Воспитатель . Правильно, ребята, это День Земли. Этот праздник люди отмечают 22 апреля. Готовясь к нему, приводят в порядок дома, улицы, леса, поля. А как отмечают этот праздник?

Дети . Прославляют Землю песнями, стихами, призывают всех бережно относиться к природе, желают нашей планете долгих лет процветания.

Воспитатель . Люди очень любят Землю.

Воспитатель . Продолжим наш разговор о всемирных праздниках. День матери отмечают во многих странах. Чем он отличается от 8 Марта?

Дети. В День матери все люди на всей Земле признаются мамам в любви.

Воспитатель. Верно! В День матери все люди признаются мамам в любви.

Дети. Самое лучшее слово на свете — «мама». Слова «мама», «мать» — одни из самых древних на Земле и почти одинаково звучат на языках разных народов. Давайте все тихо и нежно скажем: «Мама!»

Дети выполняют здание.

Воспитатель . У мамы самые добрые и ласковые руки. У мамы самое чуткое и верное сердце, в котором горит огонь любви к своим детям. Мать — окно в большой мир. Она помогает познать красоту окружающего. Мать — чудо мира! Все прекрасное в человеке от лучей солнца и от молока матери. А как вы думаете, ваши мамы любят вас?

Дети . Да.

Воспитатель. Почему вы так считаете?

Дети. Они заботятся о нас, обнимают, целуют нас, играют с нами.

Воспитатель. Послушайте стихотворение, в котором рассказывается о том, как мать любит своих детей.

Ребенок

Кто вас, детки, крепко любит,

Кто вас нежно так голубит,

Не смыкая ночью глаз,

Все заботится о вас?

— «Мама дорогая!»

Колыбель кто вам качает,

Кто вас песней забавляет

Или сказку говорит,

Кто игрушки вам дарит?

— «Мама золотая!»

Если, детки, вы ленивы,

Непослушны, шаловливы,

Как бывает иногда,

Кто же слезы льет тогда?

— «Все она — родная!

Мама золотая!»

А. Майков

Воспитатель . Ребята, почему про маму говорят, что она «золотая»?

Воспитатель обсуждает с детьми многозначное слово «золотой»: золотые руки — трудовые, умелые.

А золотая голова — какая?

Дети . Умная.

Воспитатель . Золотое сердце?

Дети . Доброе.

Воспитатель. Давайте поиграем в игру «Мамочка».

Игра «Мамочка»

Воспитатель бросает мяч ребенку и задает вопрос, а тот отвечает: «Мамочка!»

Кто пришел ко мне с утра?

Кто сказал: «Вставать пора?»

Кашу кто успел сварить?

Чаю в чашку кто налил?

Кто косички мне заплел?

Целый дом один подмел?

Кто меня поцеловал?

Кто ребячий любит смех?

Кто на свете лучше всех?

Воспитатель . Ребята, а вы любите своих мам?

Дети . Да.

Воспитатель . А теперь послушайте рассказ А. Митяева «За что люблю маму».

Воспитательница в детском саду спросила: «За что вы любите свою маму?» У Пети мама строитель. Он хотел сказать: «За то, что мама дома строит». Но промолчал. Разве не любил бы он ее, если бы она была доктором. Зина хотела сказать: «За то, что мама вкусные кушанья готовит». И тоже промолчала. Мама однажды уезжала, вкусную еду готовил папа, но девочка и тогда не разлюбила маму. Тут со стульчика встала Галя: «Когда мне было больно, мама меня жалела, и мне сразу стало легче. Я люблю маму за это. — И я за это! — И я». Оказалось, все дети любят своих мам за это.

О чем спросила воспитательница детей? О чем хотел рассказать Петя? О чем подумала Зина? Что сказала Галя? Что решили дети? А вы за что любите своих мам?

Дети отвечают.

О наших мамах написано много песен на разных языках мира, предлагаю послушать одну из них.

Звучит аудиозапись «Песенки мамонтенка» (муз. В. Шаинского, сл. Д. Непомнящего).

В истории многих стран есть события, о которых знают все, ими прославились страны на весь мир. Чем прославилась Греция?

Дети. В Греции начали проводить Олимпийские игры.

Воспитатель . Верно! Греция прославилась тем, что ее жители три тысячи лет тому назад придумали Олимпийские игры.

Демонстрируется слайд с изображением Олимпийских игр в Греции.

Проводились Олимпиады раз в четыре года. Древние греки соревновались между собой в разных состязаниях. Какие это были состязания?

Дети. Бег, прыжки в длину, метание копья, скачки на лошадях, борьба.

Воспитатель . Да, правильно, ребята, а как награждали победителей?

Примерные ответы детей: лавровыми венками.

Верно, победителей награждали лавровыми венками, которые делали из листьев лаврового дерева. Во время олимпийских состязаний в Древней Греции прекращались все войны и конфликты, и на всех греческих территориях царил мир, а за нарушение «священного перемирия» виновные подвергались суровому наказанию. Олимпийские игры проводятся и в наши дни. Сегодня они проходят не только в Греции, но и в других странах, участвуют в них представители разных государств. А страны, которые воюют, не допускаются к Олимпийским играм. За многие годы в Игры добавились новые состязания. А какие, вы вспомните в ходе игры.

Игра «Олимпиада»

Ведущий (ребенок) бросает мяч кому-либо из детей, стоящих в кругу. Последний возвращает мяч, называя вид спорта.

Воспитатель . Ребята, а какое событие в России прославило нашу страну на весь мир?

Демонстрируется слайд с изображением первого космонавта — Юрия Гагарина.

Дети . Полет в космос Юрия Гагарина.

Воспитатель . Ребята, много лет назад люди на Земле не знали, что находится в космосе, но очень хотели побывать там. И вот около ста лет назад русский ученый — Константин Эдуардович Циолковский — придумал, как это сделать. Что он изобрел, чтобы попасть в космос?

Дети . Ракету.

Демонстрируется слайд с изображением ракеты.

Воспитатель. Правильно, ребята! Константин Эдуардович придумал ракету, а потом в нашей стране ее сконструировали. Кто первым полетел на ракете?

Дети . Собаки Белка и Стрелка.

Воспитатель . А потом в космос полетел Юрий Алексеевич Гагарин. Ракета доставила космический корабль на орбиту, и он облетел вокруг Земли. Полет длился всего полтора часа. Так наша страна — Россия прославилась тем, что именно русские люди первыми побывали в космосе. А сейчас мы поиграем в игру.

Игра «Узнай планету»

Воспитатель показывает детям изображение разных планет, а дети их называют.

Воспитатель . Сейчас космонавты проводят в космосе по нескольку месяцев. На орбите построена международная космическая станция, на которой живут и работают космонавты из разных стран. Они разговаривают друг с другом на русском и английском языках.

Космонавты разных стран, путешествуя по Вселенной и созерцая нашу планету, были поражены картиной, представшей перед ними из глубины космоса. Не было границ, и все казалось целым и неделимым миром. Вот что сказал после полета американский космонавт Д. Бартоу: «Когда я смотрел вниз, я видел великую реку, извивающуюся на тысячи миль, протекающую из страны в страну. Я видел также обширные леса, протянувшиеся через границы. Наблюдал за океаном, омывающим берега разных континентов. И пока я смотрел вниз, на ум пришли два слова: единство и взаимозависимость. Мы — единый мир». Самое главное, что объединяет всех людей — то, что мы живем на одной планете, которая называется Земля. Ее нужно беречь, заботиться о ней, хранить природу, культуру, не допускать вражды между народами, уважать историю, жить в мире и согласии, ведь Земля — наш общий дом. Недаром говорится: «Пока мы едины, мы непобедимы». Предлагаю выучить наизусть следующее четверостишие.

Мы — отражение Природы,

Мы — часть Ее, мы — Красота.

В нас сила, разум, доброта,

В нас свет и Высшее начало.

В. Ашиков

Ребята, как вы думаете, в «Сказке о единстве» люди смогли вернуть леса, моря и горы, красоту их земную?

Дети . Да.

Воспитатель . Как им удалось это сделать?

Дети . Им помогла дружба, они все вместе попросили их вернуться, они пообещали им, что все вместе будут заботиться о них.

Воспитатель . Как интересно вы придумали конец «Сказки о единстве». О дружбе людей, живущих на нашей планете, придумано много стихов. Послушайте одно из них.

Ребенок

Давайте будем

Дружить друг с другом,

Как птица — с небом,

Как поле — с плугом,

Как ветер — с морем,

Трава — с дождями,

Как дружит солнце

Со всеми нами!..

Давайте будем

К тому стремиться,

Чтоб нас любили

И зверь, и птица.

И доверяли

Повсюду нам,

Как самым верным

Своим друзьям!..

Давайте будем

Беречь планету —

Во всей Вселенной

Похожей нету.

Во всей Вселенной

Совсем одна,

Что будет делать

Без нас она?..

И. Мазнин

Воспитатель . Ребята, все ваши рассказы я записала на диктофон. Думаю, что они помогут Алеше и его друзьям разрешить их спор. Наше занятие мне хочется закончить замечательной песней.

Дети поют песню «Если все вокруг подружатся» (муз. Е. Архиповой, сл. П. Синявского).

Конспект познавательного занятия «Праздники в нашей жизни. День матери» для подготовительной группы.

Соколикова Мария Александровна
Место работы: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 22 г. Ржев Тверской области
Интеграция областей: Познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.
Описание материала: Предлагаю вашему вниманию конспект занятия по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста по теме «Праздники в нашей жизни. День матери». Данный конспект был разработан для проведения занятия в подготовительной группе. В ходе занятия дети актуализируют и закрепляют свои знания, развивают связную речь,активизируют словарный запас, развивают познавательный интерес.
Цель: расширение знание детей о празднике «День матери».
Задачи:
1. Познакомить детей с обычаями празднования Дня матери в других странах.
2. Закреплять умение отвечать на вопросы, правильно строить предложение.
4. Уточнить знания детей о профессиях взрослых, узнавать её по иллюстрации.
5. Развивать аналитическое мышление, умение обобщать и классифицировать, эстетическое восприятие, учить видеть красоту цветов, передавать её в ручном труде.
6. Воспитывать у детей доброе, внимательное, уважительное отношение к маме, к семье, стремление помогать.
Материалы: презентация, ножницы, салфетки голубого цвета, скрепленные по середине и проколотые дыроколом.
Предварительная работа: анкетирование, рисование портретов мамы, чтение художественной литературы, заучивание стихотворений и пословиц о маме, предварительная беседа о профессиях мам, чтение легенды о незабудке.Воспитатель: Ребята, посмотрите, как много гостей к нам пришло. А сейчас посмотрите в окошко. Что мы там видим? На улице еще темно, давайте поможем солнышку проснуться.
В глазки друг другу посмотрите -
И улыбку вашу покажите.
Воспитатель: Россия большая страна с богатой историей. Во все времена люди чтили традиции и обычаи. Во что перешли традиции? Что такое праздник? Какие праздники бывают? Ребята, у меня есть одна игра. Хотите в нее поиграть? Присаживайтесь. Скажите, какие праздники существуют. Какими праздниками называют международными.
Ответы детей.(государственными, семейными, православными)
Воспитатель: Ребята, обратите внимание на экран. На экране будут появляться картинки, а вам нужно узнать какой же это праздник. Только давайте договоримся, что будем друг друга уважать. Готовы?
2 слайд.
Воспитатель: А какой это праздник?
Ответы детей(Новый год).
Воспитатель: А еще какой этот праздник?. Какие государственные праздники вы еще знаете?
Ответы детей.
3 слайд.
Воспитатель: Какой это праздник?
Ответы детей (День учителя).
Воспитатель: Какие еще профессиональные праздники вы знаете?
4 слайд.
Воспитатель: Какой это праздник?
Ответы детей (День рожденья).
Воспитатель: Какие еще вы знаете семейные праздники?
Ответы детей.
5 слад.
Воспитатель: Какой это праздник? Какие еще вы знаете православные праздники?
Ответы детей (Троица).
Воспитатель: Какие еще вы знаете православные праздники?
Ответы детей.
Воспитатель: Вам понравилась игра? А сейчас попробуйте отгадать одну загадку.
Приголубит кто тебя,
Поцелует кто, любя?
Сварит, постирает, свяжет,
Сказку добрую расскажет,
Пожалеет, пожурит,
Ласково поговорит.
Воспитатель: Кто же это? Да вы правы это мама. (6 слайд) Мама это главное слово в каждой судьбе. Почему мама главное для каждого человека?
Ответы детей.
Воспитатель: Ребята, на этой неделе мы все будем говорить самые теплые слова и поздравлять наших мам с праздником. Вы знаете с каким праздником мы будем поздравлять наших мам?
Ответы детей.
Физминутка.
Воспитатель: Вот мы говорим, что скажем нашим мамам самые теплые и нежные слова. Давайте их назовем. В руках у меня волшебный шар,передавая его друг другу, мы назовем все, все слова для наших мам.
Дети встают и играют в игру «Скажи ласково».
Воспитатель: О каком празднике мы с вами говорим? (День матери) А вы знаете как появился этот праздник?
Ответы детей.
Воспитатель: А хотите узнать? Ну что ж тогда смотрите. (7 слайд. Греция) Мы отправляемся с вами в древние времена. Этот праздник имеет очень долгую историю возникновения. Все началось в Древней Греции и Древнем Риме. Люди тех времен верили, что как и каждый из живущих на земле, так и небожители, тоже имеют мать. Жители этой сказочной страны поклонялись в один из весенних дней Гее - матери всех богов, она олицетворяла собой всю землю. Не зря говорят земля мать родная, она и напоит, и накормит. А у римлян существовал трехдневный мартовский праздник, в который они воспевали родительницу своих покровителей – Кибела. Она - владычица гор, лесов и зверей и всего живого на земле.
(8 слайд) В Англии еще в далеком 17 веке было принято отмечать Мамино воскресение, провозглашенное королем Генрихом III. В каждое второе воскресенье Великого поста упорхнувшие из семейного гнезда дети должны были навещать родителей с подарками и гостинцами, купленными на заработанные самостоятельно деньги. В честь материнского праздника работодатели предоставляли всем желающим законный выходной день.
Инициатива создания праздника в Российской Федерации исходила от специального Комитета. Приказ об учреждении в России Дня матери был подписан 30 января 1998 года президентом. Это было всего 17 лет назад.
Воспитатель: Как вы думаете, все страны празднуют в один и тот же день этот праздник?
Ответы детей.
Воспитатель: К сожалению, в мире пока не учредили Международный День матери, поэтому в разных странах чествование самых любимых женщин выпадает на различные календарные даты.
(9 слад. Флаги) В Финляндии и во многих других странах во второе воскресенье мая женщины получают подарки от своих детей, им преподносят цветы и открытки, сделанные своими руками, говорят слова благодарности. Заслуженным матерям, прежде всего матерям-героиням, президент вручает орден Белой розы. Как вы думаете, что значит мать-героиня?
Ответы детей.
Воспитатель: А у нас есть матери-героини? Даже наши друзья соседи отмечают в разное время. В Белоруссии праздник отмечен в календаре 14 октября. История праздника День матери уходит корнями в православный праздник - Покров Пресвятой Богородицы, во всех православных церквях в этот день проводится праздничное богослужение.
В России День матери стали отмечать сравнительно недавно. Установленный Указом Президента Российской Федерации Б.Н. Ельцина № 120 «О Дне матери» от 30 января 1998 года, он празднуется в последнее воскресенье ноября, воздавая должное материнскому труду. Какого числа в этом году будет праздник День матери?
Ребенок: В этом году он будет 29 ноября(число празднования в зависимости от года - это был 2015 год) .
Воспитатель: Как вы думаете, все страны празднуют одинаково этот праздник?
Ответы детей.
Воспитатель: (10 слайд) Во многих странах сохранились народные традиции и обычаи празднования Дня матери. Например, американцы прикалывают к одежде гвоздики. Вот посмотрите. Эстонцы приветствуют материей вывешенными на улицах городов флагами (слайд). В нашей стране есть тоже традиция. В России уже несколько лет проходит Всероссийская акция ко Дню матери, «Мама, я тебя люблю!» Символом является незабудка.
Воспитатель: Может кто-нибудь знает, что это за цветок? Какого он цвета? Есть необычная легенда об этом цветке. Кто может рассказать ее? (по желанию дети рассказывают)
Ребенок: Когда матери и сестры провожали своих мужчин на войну, проливали слезы. И эти слезы, падая на землю, превращались в цветы незабудки. А потом эти незабудки стали дарить их своим близким на память, чтобы те не забывали о доме.
Воспитатель: (слайд). Вот такой это праздник. А как вы думаете, какой это праздник? (государственный, международный)
Воспитатель: Ребята, наше путешествие в историю праздника подходит к концу. Давайте поддержим в нашей стране этот праздник «Мама, я тебя люблю!» и сделаем незабудку для мамы.
Ответы детей.
Воспитатель: Подойдите к столам. Перед вами есть необходимые предметы. Нужно сложить салфетку, а затем вырезать лепесток. Затем развернуть его и собрать цветок,прижимая аккуратно салфетки к серединке. Вот так. Давайте сделаем этот цветок в подарок маме. Не забудьте правильно держать ножницы.
Дети вырезают силуэт и собирают цветок. Воспитатель помогает детям.
Воспитатель: Посмотрите какие волшебные цветы у вас получились. Ребята вам понравилось путешествие? О чем мы с вами сегодня говорили? Что нового вы узнали? Вы сегодня молодцы. Давайте покажем нашим гостям ваши замечательные цветы.

Презентация на тему: Праздники в нашей жизни. День матери


Конспект занятия: «Что такое традиция? Почему традиции необходимы в жизни человека, семьи и общества?»

Цель: Ознакомление воспитанников с целями, задачами и содержанием занятия, знакомить детей с особенностями русских традиций и прививать интерес к национальной Культуре.

Задачи:


  1. познакомить воспитанников с традициями русских людей;

  2. воспитывать чувство уважения к семейным и народным традициям, толерантность по отношению к окружающим;

  3. развивать логическое мышление, речь, умение работать с пословицами.
Оборудование и методическое обеспечение: мультимедийный проектор, экран, компьютер, каравай с солью, картинки для коллажа, разрезные пословицы, ватман, клей-карандаш.

Ход занятия:

1. Организационная часть.

Педагог встречает детей с хлебом, солью.

Здравствуйте, гости дорогие, милости просим, заходите на хлеб и соль!

Так встречали гостей на Руси и сегодня мы с вами поговорим о традициях нашего народа. Тема нашего занятия: «Что такое традиция? Почему традиции необходимы в жизни человека, семьи и общества?»

2. Основная часть.

А.М. Горький сказал: «Не зная прошлого, невозможно понять подлинный смысл настоящего и цели будущего». Данное изречение мы не редко вспоминаем, когда речь идет об истории любого народа, о его культурных традициях, обрядах, обычаях. Сегодня мы рассмотрим некоторые традиции русского народа

Что же такое традиция? Обратимся к словарю, который составил известный ученый С.И. Ожегов. Обратите внимание на слайд. Слово «Традиция» в словаре С.И. Ожегова обозначает:

1. То, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений, например, идеи, взгляды, вкусы, образ действий, обычаи.

2. Обычай, установившийся порядок в поведении, в быту, например, традиция встречи Нового года в семейном кругу.

Как можно своими словами объяснить данное слово?

Подведем итог ваших ответов, сделайте вывод, что такое традиция.

«Традиция - исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, порядок, нормы поведения».

Какими могут быть традиции? (Традиции могут быть: воинские, национальные, семейные). Приведите свои примеры традиций.

Примерные традиции

1. Издавна на Руси существовали традиции, когда семья занималась одним видом деятельности. И были гончары, плотники, пекари. Складывались династии.

2. Существует традиция называть детей в честь кого- то из членов семьи. (Алёшина Ира – в честь бабушки, Рыбаков Андрей – в честь папы).

3. Традиции давать Отчество в честь родового имени, указывает на имя отца.

4. Традиция собирать и хранить фотографии.

5. Традиция отмечать семейные праздники.

6. Традиция провожать молодых людей в Армию и так далее.

Все семьи разные. А чем они отличаются? Конечно своими привычками, обычаями, атмосферою, традициями.

А для чего человеку семья?

3. Знакомство с легендой «Как появилась дружная семья?»

Давным-давно жила семья, в которой было 100 человек, но не было между ними согласия. Устали они от ссор и раздоров. И вот решили члены семьи обратиться к мудрецу, чтобы он научил их жить дружно. Мудрец выслушал просителей и сказал «Никто не научит жить вас счастливо, вы должны сами понять, что вам нужно для счастья, напишите какой Вы хотите видеть свою семью? Собралась эта огромная семья на семейный совет и решили, чтобы семья была дружной, надо относиться друг к другу, придерживаясь этих качеств.

На доске табличка со словами: Любовь, уважение, доверие, доброта, забота, помощь.

Ребята, запомните эту легенду. Если каждый будет следовать этим правилам, то в семье будет царствовать мир, согласие. А значит, все будут счастливы.
Жизнь русских людей в далеком прошлом состояла из трудовых будней и праздников.

В будни пахали, сеяли, жали, работали в мастерских, воспитывали детей, вели домашнее хозяйство. Но наступало и время праздников - это было время отдыха, веселья, радости, когда люди чувствовали, что все они одна большая семья, все собираются за праздничным столом, все нарядно одеты и желают друг другу любви, счастья, здоровья, хорошего урожая, добра в доме, покоя и веселья в сердце и душе. Праздничных дней в России было много: 140-150 в году. Эти праздники были направлены на укрепления здоровья и благополучия людей. Обычаи, обряды, само проведение праздников передавались из века в век, от старших к младшим, как великая драгоценность, общее богатство, в них русский человек раскрывал свой характер, свою душу, красоту, культуру.

Семейные традиции в каждой семье есть, нужно только подумать хорошенько. У некоторых, например, дети к празднику обязательно открытки сами рисуют. Перед Новым годом пишут Деду Морозу письмо с просьбами и обещаниями хорошо себя вести и слушаться родителей. Очень любят дети совместное выпекание пирогов к Пасхе или ко дню рождения. На Новый год всегда наряжать живую елку. Собираться за столом всей семьей, сервировать стол красиво, как оказалось, совместные обеды – это теперь вообще редкость.

Таких традиций множество – нужно просто на жизнь семьи внимательней взглянуть и привычные дела назвать громкими словами: «У нас такая традиция».

Одна из распространённых русских традиций – традиция застолья.

Кто знает, как на Руси в каждом доме встречали гостей? (В праздничном русском костюме подносили хлеб-соль). Традиции гостеприимства были очень сильны на Руси. Н.М.Карамзин писал, что, уходя из дома, наши предки даже не закрывали дверь, оставляя еду на столе для гостя.

Этот древнейший обычай сохранился с незапамятных времен. Согласно русской традиции, хлебом и солью сегодня встречают родители жениха и невесту, хозяева привечают дорогих гостей. Хлеб-соль встречает представителей иностранных держав у трапа самолета. Преломив хлеб и обмакнув его в соль, гость как бы устанавливает особые доверительные отношения с хозяевами, признается в чистоте своих намерений и помыслов. Дуэт хлеба и соли не случаен: пшеничный или ржаной душистый каравай символизировал благополучие и достаток, а редкой в те времена специи, приписывали способность охранять от злых духов. Приглашая на пиршество, на Руси говорили: «Заходите на хлеб-соль». Дома же, славящиеся своим гостеприимством и щедростью, до сих пор называют «хлебосольными».

Следование традициям помогает ощутить человеку свои национальные корни, принадлежность в единой нации, с богатой историей и духовно-культурными ценностями.

За общим столом собирались гости, пели, хозяева потчевали их кушаньем.

Назовите, кто знает, какие блюда на Руси были почетными?

Раньше в почёте были щи, каша, репа, редька, дичь, рыба. Из ягод – клюква, морошка, мочёная брусника. Из напитков – пиво, квас.

Всё течёт, всё изменяется – меняются вкусы людей, и другие блюда появляются на наших столах, становятся традиционными.

Отмечать семейные праздники – тоже традиция.

Давайте вспомним традиционные праздники, которые проходят у нас в детском доме. (Праздники: Рождество, Масленица, Пасха).

Скажите, как в ваших группах-семьях отмечаются дни рождения?

А в старину, отмечали именины.

Дело в том, что при рождении человеку присваивали имя святого, в день которого он родился. Святой, как считалось, являлся небесным покровителем человека.

Например, мои именины 29 (16) сентября - мученица Людмила, княгиня Чешская. Святая Людмила ревностно распространяла в Чехии христианство и воспитала своего внука, святого Вячеслава, в христианском благочестии. Людмила претерпела тяжкие мучения была убита в 927 году Внук ее Вячеслав перенес ее мощи в Прагу в церковь св. Георгия.

Времена изменились. Теперь не всегда люди называют детей именами святых, в день которых они родились.

Празднование именин было доброй традицией в каждой семье. Некоторые люди старшего поколения и сейчас отмечают именины, считая их днём более значимым, чем день рождения. В настоящее время это прекрасная традиция возвращается и все больше людей стали отмечать свои именины.

В России именины стали праздновать очень давно, еще в 17 веке. В этот день с утра рассылали гостям именинные пироги.

Во время праздничного ужина гости подносили имениннику подарки: отрезы материи, деньги, бумажных ангелочков.

Был и такой обычай: за столом над головой именинника разламывали пирог с кашей. Считалось, что жизнь в течение года будет счастливее, если просыплется больше каши. Чтобы удача не оставляла именинника, нужно было разбить нарочно, специально какую-нибудь посуду.

Все члены семьи создавали праздничную атмосферу в этот особенный день. Именинник пребывал в приподнятом настроении. Отмечали праздник весело. После застолья гости плясали, играли в разные игры, пели, водили хороводы. В завершение праздника именинник от себя дарил ответные подарки гостям за то, что они пришли его поздравить.

В наше время в семьях отмечают этот же праздник. Только называется он не именины, а день рождения.

А как вы отмечаете свой день рождения? (Приглашаем гостей, готовим угощение, веселимся, танцуем).

Давайте отдохнем и поиграем. (Все пословицы размещены в разных местах стола). Педагог раздает детям начало пословиц, а дети должны найти их вторые половинки.

Разминка

2. Игра: «Составьте пословицу о семье».


  1. На что клад, коли в семье лад.
2. В семье и каша гуще.

3. Вся семья вместе, так и душа на месте.

4. Согласную семью и горе не берет.

5. В семье любовь да совет, так и нужды нет.

6. Семья - печка: как холодно, все к ней собираются.

7. Дружная семья и землю превращает в золото.
Объясните пословицы.

Какая пословица вам больше всего понравилась, запомнилась?

Издревле на Руси существовала традиция: представители одной семьи занимались одним видом деятельности. Так рождались династии гончаров, портных, пекарей, сапожников, военных. Строителей, артистов, учителей…

Заботиться о престарелых родителях – одна из замечательных традиций в наших семьях. Христианская традиция «Почитай отца своего» плавно легла в русло языческих традиций почитания старших. Осознание сыновнего долга, почитание родителей, уважение старости - основы воспитания детей на Руси. Семьи были большие, бабушки и дедушки жили вместе с молодыми, передавали им свой жизненный опыт.

А уж любовь к своему Отечеству – одна из традиций. Традиция провожать в Армию – защищать свое Отечество. Знать своих предков, гордиться историей.

Существует традиция – собирать и хранить семейные фотографии.

– Ребята, поднимите руки, у кого дома есть такая традиция, собирать фотографии в альбом, друзей наш детский дом?

С 1829 года, когда французский художник и конструктор Дагер изобрёл фотографию, традиция составлять и хранить семейные альбомы прочно вошла в нашу жизнь. В каждой семье есть фотографии, которые надолго оставляют память о дорогих людях, о событиях в семейной жизни.

Традиция эта очень важная. Недаром во время войны или в других ситуациях, когда люди были вынуждены покидать свои дома, они брали с собой только самые ценные вещи и среди них фотографии дорогих людей.

Исполнение семейных обязанностей – это тоже традиция.

Семья и труд тесно связаны. Самочувствие человека, его здоровье, производительность труда впрямую зависят от качества семьи. В семье закладываются основы усердия и трудолюбия.

Кому-то может показаться смешным, но проводить уборку в квартире по субботам – тоже наша традиция! У каждого из нас свои обязанности, которые подходят нам по возрасту. Каждый занят работой – мама моет пол, брат вытирает пыль, а я мою посуду и выношу мусор. Мы всегда делаем работу дружно, с заботой и поддержкой.

Мы очень любим активный отдых, поэтому поездки на природу – это наша семейная традиция. Как же замечательно прохладным августовским утром надеть куртку, сапоги, куртку, взять в руки палку, ведро и нож и отправиться в лес за грибами! Никогда не знаешь, какие грибы и сколько их соберешь. А купание летом в реке, катание зимой с горки с родителями наперегонки. Что может быть лучше? Разве рыбалка?

Мы то же живем в нашем детском доме большой семьей. Каждый из вас является её частичкой. Мы должны относиться друг к другу, как в семье заботливо, по-доброму, с пониманием. И тогда наш детский дом станет дружной семьёй, и как в хорошей семье, в нем будут царить любовь и взаимопонимание.

3. Подведение итогов занятия.


  • Что нового узнали?

  • Чему научились?

  • Что такое традиции?

  • Какие традиции вам известны? Для чего нужны семейные традиции?
Творческая деятельность

Подводя итог нашему занятию, я предлагаю вам составить коллаж, об одной из семейных традиций. Возьмите на столе файл в нем вырезки, рисунки о той традиции, о которой вы хотите составить коллаж. В коллаж вы можете добавить свои рисунки, добрые слова о Русских традициях. Работу вы должны будете представить с комментариями (защита работ)

Вывод:

В основном, обычаи и традиции русского народа связаны и с календарем, и с церковными таинствами, праздниками и непростыми обрядами. Традиции, с любовью и пониманием проводимые в семье, наполнят жизнь красотой и богатством, укрепят связь поколений. Приумножайте традиции и передайте их следующим поколениям!

Я, как хозяйка нашей сегодняшней встречи, приглашаю вас сейчас, на чаепитие с караваем.

Дополнение за чашкой чая

Не верьте, если вам говорят, что настоящие знатоки чаепития – англичане. Они всего-навсего придумали свой файф-о-клок, тогда как русские придумали абсолютно уникальный аппарат для приготовления чая – самовар! Невозможно представить себе русский быт без этого очень уютного атрибута традиционного семейного чаепития.

Вечер выходного дня, когда вся семья собирается расслабиться за чашкой крепкого чая с домашней выпечкой – это то, во что выводились самоварные чаепития. Особенности русского менталитета повлияли и на основную задачу чаепития. Русские люди не отрешаются от суетного мира, попивая чай, для них чайная церемония: повод к сближению, задушевной беседе. Наверное, поэтому угли в самоваре могли подогревать воду для чая сколь угодно долго.

По русской традиции, чай домашним и гостям наливала хозяйка дома, а в ее отсутствие – старшая дочь. Искусство заключалось в том, чтобы каждому гостю поровну достались и порция горячего и крепкого чая, и радушное внимание хозяина. Пили чай из саксонского, дрезденского, или же отечественного фарфора (особенно славился Поповский). Мещане и купцы любили пить ароматный горячий напиток из глубоких блюдец, с колотым сахаром «вприкуску». У народа считалось признаком крайней бедности пить «пустой» чай – то есть чай, не сопровождающийся какой-нибудь закуской. В разных городах и губерниях, в разных эпохах, к чаю полагались разнообразные угощения. Молоко и сливки, расстегаи и ватрушки, варенье, печатные пряники, коломенская и ржевская пастила, сушки, шаньги, бублики – всего и не описать.

Литература


  1. Андреев, А.П., Селиванов А.И. Русская традиция. М.: Алгоритм, 2004. 320 с.

  2. Арутюнов С. А. Обычай, ритуал, традиция // Советская этнография, 1981. № 2. 97с.

  3. Брянов В. А. О традициях и обычаях. Нальчик: Наука, 1961. 240 с.

  4. Шангина И. Ю. Русские традиционные праздники. СПб., 1897. 270 с.

  5. Терещенко А.В.;Худож.В.Н.Забайров. - Москва: Русская книга, 1999. - 309с. : - (Народная мудрость). Обычаи и традиции русского народа Москва: ОЛМА-Пресс, 1999. - 542с.

  6. Клиентов А., Народные промыслы, - М.: Белый город, 2002

  7. Коротковой М.В., Традиции русского народа,

  8. Забылин М. Русский народ: его обычаи, предания, обряды и суеверия

  9. ЗабылинМ.; худож. Е Шамрай, В. Щербаков. – М. : Эксмо, 2003. – 608 с. : ил.

  10. Межиева М. Праздники на Руси / М. Мариева. – М. Белый город, 2007. – 48 с.

  11. Михеева Л. Русские народные праздники / Л. Михеева; худож. Е. А. Румянцева. – М.: Дрофа-Плюс, 2007. – 79 с.: ил.
Конспект разработала: Ткаченко Л.В., воспитатель.