Название проекта «Как рубашка в поле выросла? Конспект нод "как рубашка в поле выросла" план-конспект занятия по окружающему миру на тему Краткая аннотация проекта

В позапрошлом веке дети своими глазами видели, как из пшеницы получается хлеб, изо льна - одежда, из дерева - игрушки. И сколько сил уходит на это. Современный ребенок получает все в готовом виде, достаточно прийти в магазин и заплатить деньги. Человеческий труд перестает цениться. Рассказ Ушинского "Как рубашка в поле выросла" показывает, насколько тяжело даются людям материальные блага.

Об авторе

К. Д. Ушинский - один из основателей российской педагогики. Он был убежден, что учеба должна быть увлекательной, и создал замечательные учебники для начальной школы: "Родное слово" и "Детский мир". По этим книгам в дореволюционной России учились целые поколения. Тексты учебников помогали ребятишкам познавать мир, заставляли думать, делать выводы, учили доброте и взаимовыручке.

Константин Дмитриевич проявил себя как замечательный детский писатель. Он доступно и интересно рассказывает об окружающем мире, на простых примерах преподает важные нравственные уроки. Педагог старался не только дать ученику энциклопедические знания, но и связать их с обычной жизнью, научить отличать хорошее от плохого. Все это мы находим в произведении Ушинского "Как рубашка в поле выросла".

Повествование ведется от лица девочки Тани, с которой и ассоциирует себя маленький читатель. Рассказ "Как рубашка в поле выросла" композиционно разделен на три части. В первой из них отец сеет семена льна, обещая дочери вырастить рубашку. Такое обещание вызывает удивление. Таня с интересом наблюдает, как растет лен, как его убирают.

Во второй части собранные растения обрабатывают (молотят головки, топят в речке, просушивают, мнут мялкой, колотят трепалом, чешут гребнем до мягкости). Дети видят все процессы глазами ровесницы, вместе с ней переживая за утопленную рубашку и недоумевая: как же получится она из кудели, напоминающей детские волосы?

Последняя часть посвящена прядению ниток и созданию полотна. Современного ребенка наверняка удивит тот факт, что для изготовления рубашки нашим предкам требовалось около двух лет. Обязательно заострите на этом внимание.

Использование рассказа на занятиях

Произведение Ушинского будет интересно детям 5-10 лет. Оно активно используется на занятиях в детском саду, на школьных уроках. Читая историю "Как рубашка в поле выросла", дети начинают интересоваться народными ремеслами, традициями. Часто это становится отправной точкой для исследовательских проектов. В сельской местности энтузиасты вместе с учениками пробуют воспроизвести цикл выращивания льна.

Любят произведение и музейные работники. Совместить чтение книжки с демонстрацией старинных мялок, трепал, веретен, ткацких станков - отличная идея. Если вы знакомите с рассказом своего ребенка, найдите необходимые изображения в интернете. Увидеть процесс обработки льна своими глазами можно при помощи видео, размещенного на "Ютубе".

Чему учит рассказ?

Ушинский не только описывает процесс выращивания и обработки льна. Сквозная мысль текста "Как рубашка в поле выросла" - это уважение к тяжелому крестьянскому труду. С мая по сентябрь люди трудились на полях и огородах, выращивая растения, борясь с сорняками, убирая и обрабатывая полученный урожай. При этом надо было еще ухаживать за домашними животными, заготавливать сено на зиму.

С наступлением осени по вечерам женщины усердно пряли двойные нити из льна и шерсти. Тогда их нельзя было купить в магазинах. На три рубашки уходило 11200 метров нитей. А ведь нужна была и другая одежда, постельное белье, полотенца. На это требовалось очень много времени. Ткацкие станки на Руси собирали в марте. Всего два месяца было у крестьян, чтобы наткать полотно. Льняную ткань затем долго отбеливали.

С мая начинались посевные работы. Летом времени на шитье не было. Кроить одежду начинали только на следующий год, зимой. Ушинский показывает маленькому читателю, сколько человеческих сил уходит на создание одной рубашки. Конец истории торжественен: к рождеству Таня и ее брат Вася получают обновки, "белые как снег". В рассказе чувствуется трепетное, бережное отношение к одежде, доставшейся таким трудом.

Откуда берутся современные рубашки?

Обратясь к прошлому, вспомним и о настоящем. История "Как рубашка в поле выросла" - отличный повод поговорить о создании современной одежды. Как и прежде, лен выращивают на полях. Однако людям активно помогает техника: сеялки, льнобралки, мялки, льнотеребилки, льночесальные машины.

После обработки полученное сырье отправляют на прядильную фабрику, где станки скрутят нитки. На ткацкой фабрике делают полотно, на швейной - кроят и шьют одежду. Готовая рубашка попадает в магазин. Найдите в Интернете картинки, изображающие современное оборудование, технику. Обратите внимание, что станками и машинами управляют рабочие.

Если в рассказе Ушинского рубашку делали члены одной семьи, то теперь над этим трудится множество людей разных профессий. Поэтому одежда создается намного быстрее и хватает ее на весь город. Но за каждой вещью стоят люди, которые трудились для нас.

Рассказ "Как рубашка в поле выросла" учит видеть за обыденными предметами человека, приложившего усилия для их создания. Эту мысль важно донести до детей. Без этого невозможно воспитать в них бережное отношение к вещам.

"Как рубашка в поле выросла"

Видела Таня, как отец её горстями разбрасывал по полю маленькие блестящие зёрна, и спрашивает:

Что ты, тятя, делаешь?

А вот сею ленок, дочка; вырастет рубашка тебе и Васютке.

Задумалась Таня: никогда она не видела, чтобы рубашки в поле росли.

Недели через две покрылась полоска зелёной шелковистой травкой и подумала Таня: "Хорошо, если бы у меня была такая рубашечка".

Раза два мать и сёстры Тани приходили полоску полоть и всякий раз говорили девочке:

Славная у тебя рубашечка будет!

Прошло ещё несколько недель: травка на полоске поднялась, и на ней показались голубые цветочки.

"У братца Васи такие глазки, - подумала Таня, - но рубашечек таких я ни на ком не видала".

Когда цветочки опали, то на место их показались зелёные головки. Когда головки забурели и подсохли, мать и сёстры Тани повыдергали весь лён с корнем, навязали снопиков и поставили их на поле просохнуть.

Когда лён просох, то стали у него головки отрезывать, а потом потопили в речке безголовые пучки и ещё камнем сверху завалили, чтобы не всплыл.

Печально смотрела Таня, как её рубашечку топят; а сёстры тут ей опять сказали:

Славная у тебя, Таня, рубашечка будет.

Недели через две вынули лён из речки, просушили и стали колотить, сначала доской на гумне, потом трепалом на дворе, так что от бедного льна летела кострика во все стороны. Вытрепавши, стали лён чесать железным гребнем, пока не сделался мягким и шелковистым.

Славная у тебя рубашка будет, - опять сказали Тане сёстры. Но Таня подумала:

"Где же тут рубашка? Это похоже на волоски Васи, а не на рубашку".

Настали длинные зимние вечера. Сёстры Тани надели лён на гребни и стали из него нитки прясть.

"Это нитки, - думает Таня, - а где же рубашечка?"

Прошли зима, весна и лето, настала осень. Отец установил в избе кросна, натянул на них основу и начал ткать. Забегал проворно челнок между нитками, и тут уж Таня сама увидала, что из ниток выходит холст.

Когда холст был готов, стали его на морозе морозить, по снегу расстилать, а весной расстилали его по траве, на солнышке, и взбрызгивали водой. Сделался холст из серого белым, как кипень.

Настала опять зима. Накроила из холста мать рубашек; принялись сёстры рубашки шить и к рождеству надели на Таню и Васю новые белые как снег рубашечки.

Тема музейного занятия: «Как рубашка в поле выросла» на базе этнографического музея мастерской «Потомки»

ГБОУ ЦДОД, г. Москва

Педагог-организа тор, руководитель музея Маркова Елена Анатольевна

Пояснительная записка

Тема «Как рубашка в поле выросла» не новая, возможно, она предлагается в каждом этнографическом музее. Но в тоже время, она остаётся актуальной, так как льняная одежда экологична и интерес к ней последнее время возрастает. Разница подачи это темы в наличии различных музейных предметов. Данная тема может быть интересна широкому кругу посетителей, как детям, так и взрослым. Выбор возрастной группы «начальная школа» обусловлен тем, что дети разных соседних школ 2-4 класса приходят к нам в музей по абонементу (1 раз в месяц) и течение 2 лет идёт плановое знакомство с бытом русского народа, с его ремёслами, обрядами и обычаями.

Возможность использования данных материалов в образовательных учреждениях достаточно широка, так как эта тема обзорно даётся на уроке «Окружающий мир» и у детей может создаться впечатление о лёгкости данного труда. На примере музейного занятия, с использованием музейных предметов, тема раскрывается глубже, и ребята проникаются уважением к женской работе. Так же эта тема может быть полезной для детей 5-х классов (девочек) в дополнение к урокам технологии (к теме «Материаловедени е»).

Цель: Показать детям процесс создания одежды от льняного семечка до рубашки.

Задачи:

Образовательные:

1.​ Рассказать о каждом этапе женской работы со льном

2.​ Рассмотреть с детьми промежуточные стадии обработанного льна и фрагментов ткани

3.​ Объяснить разницу между бранным и закладным ткачеством на образцах тканей

4.​ Показать работу ткацкого стана

Воспитательные:

1.​ Воспитать внимание и умение принимать новую информацию

2.​ Воспитать уважение к женской работе

Развивающие:

1.​ Развивать любознательность

2.​ Развивать интерес к народным ремёслам

Форма работы - экскурсия по абонементу, то есть, ребята приходят в музей не в первый раз (поэтому нет общей информации, где они находятся) и информация о музейных предметах ограничена конкретной темой.

Методы подачи темы: показ музейных предметов и вспомогательных элементов во время лекции; тактильное общение с отдельными вещами;

наглядный показ работы ткацкого станка.

Необходимое материально-техн ическое обеспечение:

1.​ Семена льна

2.​ Метёлки льна с коробочками и без

3.​ Мялка для льна (можно использовать иллюстрацию - как мнут лён)

4.​ Трепало

5.​ Кудель (можно заменить «сан техническим» льном)

6.​ Веретёна

7.​ Фрагмент небелёного льна

8.​ Фрагменты домотканой ткани с бранным и закладным ткачеством

9.​ Фрагменты рубахи, которые могли переставляться с одной на другую - рукава, подставы.

10.​ Полотно собранное из учебных фрагментов (ткачества, рвзличной вышивки, вязания)

11.​ Готовая рубашка

12.​ Вспомогательные материалы: рисунки (фотографии) этапов, которые нельзя показать вживую, игрушки.

Конспект занятия

В начале, вопрос - может ли рубашка вырасти? (обычно мнения делятся) - прошу обосновать ответы и своё мнение. В общих рассуждениях приходим к выводу, что расти может растительный материал, из которого получают волокно и нитки для создания ткани (лён, хлопок, конопля, крапива). Попутно вспоминаем сказку «Дикие лебеди» Андерсена. Ребята обычно хихикают по-поводу конопли и крапивы, но объясняю, что в северных приморских районах лён не всегда давал хороший урожай, а крапива была всегда и везде. По волокнистости она уступает льну, но из крапивного волокна делали ткань на паруса, которая выдерживала и шквалистый ветер и морскую воду, а также плели сети. Из более грубых очесов веревки и канаты, без которых тоже нельзя обходиться морякам и рыболовам. Интересный факт: оказывается, что из 4 кг сырой крапивы получают 50 грамм готовых ниток. Конопля лучше росла в южных регионах и делилась на мужские и женские особи.

Но основная тема - это обработка льна.

Первое, это знакомство с семенами. Каждый может их потрогать (в большой миске), ощутить их шелковистость и масленичность (прилипание к рукам).

Оказывается, что от посева, до пошива льном занимались только женщины (мужчины могли помочь вспахать поле). Ехать к полю старались длинной дорогой - чтобы лен был «долгим» (длинным). Если поле находилось близко от деревни, могли объехать его 2-3 раза вокруг. По дороге пели песни, восхваляя будущий урожай. Обряд посева проводили в разных регионах немного по-разному. Где-то сеяли босиком, где-то в одной нижней рубашке. Иногда женщины, у которых было много детей, перед посевом катались по полю, делясь своим плодородием с землёй.

В период, когда лен зацветал, поле издалека напоминало озеро с колыхающейся (от ветра) поверхностью. А когда в коробочках созревали семена, то над полем стоял теплый шелест. Вот послушайте (показываю небольшой снопик созревшего льна и трясу его - он издает приятный треск). А ведь это маленький пучок, и можно представить, как звало целое поле.

Во время сбора урожая лен выдергивали с корнем (в них продолжаются волокна), обмолачивали порой сразу на поле. Для этого укладывали на землю широкую холстину (из двух, трех полотен), поверх ставили деревянный «гребень» (вертикальную доску на подставке с выпиленными глубокими треугольниками). Стоя с одной стороны от гребня, укладывали пучки льна сверху верхушками от себя и сквозь эти пропилы протаскивали, чтобы с обратной стороны гребня осыпались коробочки с семенами. После этого связывали в небольшие снопы и укладывали в водоем (желательно в проточный, но за неимением реки могли использовать пруд или озеро). Поверх снопов клали груз и помечали место (шестом со своим знаком - тряпочкой, кусочком ленты, веревки и т.д.) и выдерживали до трех недель.

Затем лен начинали мять специальными мялками (показываю на картинке и саму мялку). Иногда для этих целей использовали ступу с пестом для зерна. Этот процесс необходим для того, чтобы максимально разломать внешнюю оболочку стволиков льна - костру. Часть её отваливалась на этом первом этапе, остальные кусочки вычесывали различными «щетями» (щетками и гребенками сначала редкими, потом все более частыми - показываю на картинке и наглядный ряд реальных предметов). Под конец остается длинная ровная и чистая кудель (из каждого пучка отдельная пасма). Пасмы сворачивали винтом и укладывали в сундук между вещами (до начала прядения).

Долгими зимними вечерами все женское население пряли нитки.

Задаю вопрос: во сколько начинается вечер? Вариантов порой много, но подвожу к мысли, что вечер начинался с заходом солнца или даже чуть раньше (ведь в избе освещение было лучинное или масленое и полумрак был постоянным).

Зачем так много ниток? Во-первых, каждую спряденную нить свивали вдвое для прочности.

Показываю на примере. Вытягиваю часть волокон из кудели и скручиваю ее в нитку, после этого дергаю в разные стороны - нить рвется. Повторяем опыт, но прежде чем дернуть, свиваем нить вдвое. Результат - нить звенит и не рвется. Можно изначально выбрать двух желающих и провести опыт параллельно.

Во-вторых, проводим расчет количества ткани на одну рубашку.

На стран (от плеч до щиколотки) необходимо 4 длины (1 длина 1м 50 см) + на рукава 3 длины (1 длина 1м). Итого 9м на одну рубаху + 1 м расходных нитей (показываю на ткацком стане) - это минимальная заправка. Но на одну рубаху никогда не заправляли (минимум на 3 шт) + 1 м расходных нитей. Поэтому длина ниток (двойных) должна быть минимум 28 м. При ширине стана 45 см (на примере нашего) в бердо для получения ткани необходимо вставить 400 пар (двойных ниток) длиной 28 м. Получаем 11200м. И это только долевые нитки. Количество уточных ниток рассчитать достаточно сложно, так как все зависит от плотности ткачества. И это только на 3 рубахи, а нужны были и полотенца, и простыни, и ткань на порты, на поневы или сарафаны, на верхнюю одежду. Правда на последние предметы необходима была шерсть, но ее тоже нужно было начесать, спрясть, свить, соткать и т.д. Поэтому повторюсь: Долгими зимними вечерами все женское население пряли нитки. И если в семье было мало женщин, то и мальчики и юноши могли привлекаться к этому процессу.

1 марта собирали ткацкие станы и до 1 мая ткали. За эти два месяца необходимо было переткать все, что напряли. В богатых семьях было минимум 2 стана (для шерсти и для льна).

Но ткать все равно начинали со льна, потому что ткань изначально получалась серого цвета и первые холсты выкладывали на снег, чтобы весеннее солнце выбелило их. После схода снега выкладывать начинали с вечера на молодую траву, чтобы на ткань выпала роса и утреннее солнце так же помогало «выбеливанию». Но не только солнце использовали для этих целей. Выдерживали в бочках с щелоком (разведенной в воде золе). Но в первый год шить было некогда (работа в огороде и поле отнимала много времени). «Летом день год кормит» - говорили в старину. Ведь надо было и посеять, и вырастить, и сохранить, а еще и для животных корма на косить на пол года - дел хватало.

И только следующей зимой (параллельно с новой порцией прядения льна) начинали кроить, вышивать отдельные детали, и после этого шить рубаху.

Особо рукодельные девушки могли заранее (в процессе ткачества) заткать орнамент на стане (полосы при помощи цветных нитей, иногда совмещая лен и шерсть), повторяя его 4 раза. Из широких полос выполнялась «подстава» - часть рубахи выступающая из-под поневы или сарафана. Хорошо сохранившиеся могли переставляться с одной рубахи на другую. Узкие полоски использовались как тесьма и могли использоваться и по вороту, и на рукавах, и для отделки других деталей костюма.

Показываю различные варианты подстав и затканной тесьмы в полотне.

Существовало несколько видов узорного ткачества - бранное, закладное, много ремизное. Иногда, чтобы понять, какое ткачество было использовано, необходимо было взглянуть на изнанку - бранное имеет другой вид с изнанки, а закладное выглядит, так же как и на лицевой стороне. И к тому же, если посмотреть на просвет, вокруг каждого вытканного элемента, в местах смены цвета есть маленькие дырочки - это не брак, а технологический приём.

Еще одной роскошью и доказательством высокого мастерства были «красные рукава» особенно целиком вытканные. Их так же могли переставлять с одной рубахи на другую.

Показываю различные варианты рукавов - целиком вытканных и с нашивной отделкой.

Лен конечно прочная ткань, но и у него есть свои пределы. Человеческий пот от постоянной физической нагрузки разъедал ткань и поэтому отдельные детали заменялись чаще других.

Например: за летний сезон мужская рубаха «спревала», то есть ткань становилась как решето. Недаром на спину рубахи (с изнанки) подшивали «подоплеку» - подкладку, которая чаще менялась, продлевая жизнь самой рубахе. Так же частой замене подлежали «ластовицы» - квадратные вставки под рукавами для свободы движения.

Но девушки не сразу садились шить рубаху. Сначала они постигали азы рукоделия на небольших образцах. Показываю ряд образцов собранных в одну полосу, состоящий из тканого фрагмента, различных вышивок, вязания.

Если группа детей была внимательной и активной (в ответах на вопросы), то предлагаю померить готовую рубаху одной, двум девочкам (самым активным).

Заключительным этапом является показ процесса ткачества на ткацком стане (по группам).

Небольшой группе ребят (5-7 человек) рассказываю, как меняются местами нитки в процессе тканья, показываю, за счет чего и прокладываю 2-3 утка. Группа ребят меняется. Если класс не очень большой и есть дети, которые активно отвечали на попутные вопросы во время лекции, то их можно поощрить, разрешив самим попробовать проложить 2-3 утка. Это стимулирует активность на следующих встречах.

Приложение






НОД в старшей группе по познавательному развитию

Тема: «Как рубашка в поле выросла»

(по мотивам сказки К.Д.Ушинского)

Воспитатель: высшей категории Цапенко С. В.

Программные педагогические задачи:

Познакомить с технологией изготовления крестьянами одежды; расширять словарный запас; воспитывать уважение к нелегкому труду крестьян.

Планируемые результаты:

Проявляет активность для расширения представлений о технологии изготовления крестьянами одежды; уважительно относятся к нелегкому труду людей; активен в беседе на интересующую его тему.

Словарная работа:

Веретено, прялка, кросна, кудель, полотно, лен, мялка, нить, прясть, рубаха, ткать, ткачество, трепало, челнок, холст.

Подготовительная работа:

Рассматривание альбома «Одежда наших бабушек», чтение рассказа К.Д.Ушинского «Как рубашка в поле выросла», экскурсия в краеведческий музей.

Сегодня, ребята, мы поговорим, о стариной одежде: и выясним, чем она похожа и чем отличается от нашей современной одежды. Разобраться в этом нам помогут, мой волшебный сундучок и кукла Дуся.

(показывает куклу)

Скажите, ребята, во что она наряжена? Назовите вещи, отгадав загадки.

    Один вход – три выхода. (Рубашка)

    Днем как обруч, а ночью как уж (Рубашка)

    В липовом корытце живое тело шевелиться (Рубашка)

Загадывая загадку, следует сразу же показывать на кукле отгадку.

Самой главной одеждой была рубаха. Ее носили старики и молодые, мальчишки и девчонки, богатые и бедные. Рубаха была нужна и крестьянину, и царю. По умению изготовить рубаху судили о мастерице.

Чтение отрывка из сказки «Царевна-лягушка», где речь идет об изготовлении рубашек для царя невестками и об оценке их работы.

Быстро сказка сказывается, да нескоро дело делается. Что бы сшить рубаху, девушки и женщины работали не одну ночь, а полтора года. Для рубах они растили замечательную траву – лен, из которого делали ниточки, из ниточек – полотно, так что можно сказать, что крестьяне свою одежду «выращивали».

Скажите, вы когда-нибудь видели, чтобы рубашка в поле росла? А вот крестьянская девочка Таня, с которой подружилась кукла Дуся, видела.

Рассказ воспитателя о показ иллюстраций.

Увидела Таня, как отец ее горстями разбрасывает по полю маленькие блестящие зернышки и спрашивает:

Что ты, тятя делаешь?

А вот, сею ленок, вырастает тебе и Ваське новая рубашечка.

Удивилась Танечка. Недели через две покрылась полоска земли зеленой шелковистой травкой, и подумала Татьяна: «Хорошо, если бы у меня была такая же рубашечка.»

Переход к рассказу об уборке льна.

Прошло время, зацвел лен голубыми цветочками…

«У братца Васьки такие глазки, - подумала Таня. – Но рубашечек я таких ни на ком не видела.

Когда цветочки опали, на их месте появились зеленые головки. Когда головки побурели и подсохли, мать и сестры Тани повыдергивали весь лен с корнем. На работу они вышли в особой одежде – расшитой узорами рубахе «Ленок», собрались, как на праздник, и говорили Тане; «Славная у тебя будет рубашечка»

Следует на протяжении всего рассказа показывать детям иллюстрации, фотографии (Этапы роста льна). Все операции по уборке льна педагог показывает в движениях. Можно использовать видеофильм «Ленок »

Когда лен подсох, то стали у него головки отрезать, а потом топили в воде безголовые пучки, еще и камнем сверху придавливали, чтобы не всплывал…

Недели через две, вынимали лен из речки, просушивали и стали колотить доской…. Про нее говорят: «Стой Арина - рот до ушей». Это – мялка. Своим зубастым ртом она пережует стебельки, разобьет жесткую кожуру, чтобы освободить мягкое волокно, которое прячется внутри.

Детям предлагается самим проиграть некоторые виды работ – помочь сделать Тане рубашечку. Ребята воспроизводят рукой движение мялки, приносят при этом поговорку; «Мни лен доле, полотна будет боле»

А затем кожуру отделяли от волокна дощечкой, похожей на деревянный нож, - трепалом . А что бы девушкам работалось полегче, в его ручку засыпали горох, и тогда трепало становилось «музыкальным», а работа - веселой.

Воспитатель берет в руки погремушку – шаркун – и гремит им в такт работы детей, воспроизводящих на этот раз работу трепальщицы льна.

Часто дарил трепало, понравившейся девушке парень. Тогда он стремился вырезать на этом деревянном ноже узоры, что бы показать, он по дереву работает не хуже, чем девушка вышивает по полотну.

Чаще всего дети узнают в этих узорах травы, иногда называют уже знакомые им геометрические фигуры. Следует объяснить детям, что завися от природы, человек был благодарен ей за те блага, которыми она одаривала его, почитал солнце и землю как светлые блаженства, украшал их символами свои дома, утварь, одежду (круг – символ солнца, квадрат - символ Земли). Эти изображения были призваны помочь в работе, сделать ее удачной.

Вытрепавши, стали железным гребнем лен чесать, пока он сделается мягким и шелковистым. «Славная у тебя рубашечка» - опять сказала Тане сестра.

Детям предлагается потрогать льняную кудель (непряденое волокно), сравнить ее с жесткими льняными стебельками.

На что она похожа?

Но Таня подумала: «Где же тут рубашечка? Это похоже на волосы Васи, а не на рубашечку.»

Настали длинные, зимние вечера. Сестры Тани стали изо льна нитки прясть. «Это нитки – думает Таня, - А где же рубашечка?

А без ниток можно сделать рубашечку?

Рассматривая ее, дети определяли назначение деталей: донце – на него садилась мастерица, «чтобы работа не убежала», «зеркало» - к нему привязывали кудель; девочек «присаживают» за прялку, «чтобы были хорошими мастерицами». Они при этом могут воспроизводить движение пряхи или накручивать на веретено, специально заготовленные нитки. Воспитатель сравнивает веретено с катушкой, на котором хранятся нитки.

Скачу по горнице с работою моей, чем больше кручусь, тем больше толстею .(веретено)

Скорчиться с кошку, растянется в дорожку. (нить и веретено)

Прошли зима, весна, лето, наступила осень. Отец установил в избе кросна (ткацкий станок), натянул нити, - основу для ткани, и начал ткать. Забегал проворно челнок между нитками, и тут уже Таня сама увидела, как выходит из ниток холст.

Чтобы закрепить материал в памяти детей, им загадывается загадка «Речка течет, рыбка играет, а за нею лед замерзает.

Рассматривая ткацкий станок, дети должны найти речку (нити основы), рыбку - челнок, лед – холст, и правильно их назвать. В конце все вместе проговариваем название станка – «кросна»

Но какого цвета холст? (серого)

Будет ли Таня рада такой рубашке? (нет)

Что же делать?

Стали на морозе холст морозить, по снегу расстилать, а весной раскладывать его по травке на солнышке и сбрызгивать водой. Сделался холст из серого белым… Настала зима. Накроила из холста мать рубашек, принялись сестры рубашки шить, и к Рождеству надели на Таню и Васю новые, белые, как снег рубашечки.

Детям показывают рубашку из льняного полотна.

Рубахи шили из узкого полотна. Шире полотно не могло быть, потому что станок делался по росту мастерицы. Рубаха, так считали наши предки, хранила силу и здоровье своего владельца, поэтому, чтобы она не потерялась – создавали «границу», «Порог» - расшивали подол, рукава, горловину, узорами и не доверяли одежду стирать или надевать другому человеку.

Игра «Подбери, что нужно для работы»

Вот мы с вами и узнали, как делались рубахи в сарину. Нити и полотно наделялись волшебными свойствами и, кА считалось тогда, могли привести сказочного героя к заветной цели.

Воспитатель напоминает детям сказку «Царевна – лягушка», где благодаря клубочку царевич нашел свое счастье.

Игра «плетем пояс»

Раньше, когда девочка пряла свою первую ниточку, по ней даже гадали: если получилась ровная, значит, жизнь будет счастливая, если же то толстая, то тонкая – много будет огорчений. Ниточка, полотно, воспринимали как путь, который должен пройти человек. Кукла Дуся надеется, что он у вас будет счастливым. И чтобы ваша дорога была ровной и гладкой, прощаясь с нами, машет в след платочком.

Дети прощаются с куклой Машей и машут ей след куклой.

Конспект по познавательному развитию
«Как рубашка в поле выросла.»

Программные задачи::
1 . Познакомить детей с процессом выращивания и обработки льна, технологией изготовления крестьянами одежды.
2. Закреплять знания об орудиях труда, их значение, умение правильно называть и узнавать на иллюстрациях и находить их в мини-музее.
3. Развивать умение отгадывать загадки на основе зрительно-воспринимаемой информации.
4. Воспитывать интерес к произведениям устного народного творчества.
5. Воспитывать уважение к нелёгкому труду крестьян.

Предварительная работа.
Рассматривание иллюстраций «Как выращивали лён» , «Цветущий лён» , «Как наши предки шили одежду» . Рассматривание семян льна; рассматривание иллюстраций «Русский национальный костюм» . Чтение рассказов К.Д. Ушинского «Как рубашка в поле выросла» ; «Как Мите сшили сюртук» . Чтение русской народной сказки «Царевна-лягушка» . Рассказывание русских народных сказок «Мудрая дева» , «Хаврошечка» . Слушание русской народной песни «Ой ты, прялица». Разучивание русской народной песни «Вот те гребень» . Разучивание русской народной игры «Прялица» . Беседа по рассказу К.Д. Ушинского «как рубашка в поле выросла» . Беседа по рассказу К.Д. Ушинского «Как Мите сшили сюртук» . Беседа по содержанию русской народной сказки «Царевна-лягушка».

Материал. Рубаха, штаны, сарафан, фартук, поясок, прялка, веретено, иллюстрации с изображением выращивания льна и орудий труда.
Ход деятельности.
Воспитатель: Сегодня ребята, мы свами поговорим о старинной одежде: она чем-то похожа на современную, а чем-то отличается. А еще узнаем из чего сшита эта одежда.
Посею я, млада, ленку
При дорожке, при толку.
Ты расти, расти ленок,
Тонок, долг и высок,
В земелюшку корешок,
Что вниз коренист,
А вверх семянист!

Лён выращивали, чтобы из него шить одежду для всей семьи.
Маленькие блестящие семена льна разбрасывали по полю и приговаривали:

Зародится, мой льнище,
И долог, и тонок,
Золото коренье,
Серебряно семя!

Когда синие цветочки опадали, головки подсыхали, лен выдергивали с корнями, завязывали снопики, приговаривали: «Ты удайся мой ленок!», чтобы лён вырос густым, крепким. Затем лён мяли (удаляли твёрдую оболочку стебля) , трепали (разделяли стебель на тонкие волокна) , чесали (выравнивали льняные пряди) . С 18 октября, на день Харитины, женщины и девушки начинали прясть. В народе говорили: День Харитины-первые холстины. Предлагаю вам поиграть в русскую народную игру «Прялица» .
Дети считалкой выбирают игрока. Если это мальчик, то ему предлагают выбрать в пару девочку (и наоборот) .Пара стоит в центре круга.Остальные дети стоят кругом и поют:
Уж ты прялица-кокорица моя,
С горя выброшу на улицу тебя.
Стану прясть и попрядывать,
На беседушку полядывать.
Во беседе нет весельица,
Моя мила не осердится.
Моя мила по дорожке шла,
Черноброва барабан нашла,
Она била барабанила,
Из-за лесу парня манила,
Из-за лесу, лесу тёмненька,
Из-за садику зелененька.

Во время песни девочка и мальчик быстро вертятся в одну и другую стороны. С окончанием слов песни они по русскому обычаю трижды целуются и уступают место другой паре. Игра продолжается.

Льняные волокна с помощью прялки вытягивали и скручивали, превращая в нити.
Ребята, потрогайте льняную нить. какая она?
Дети: Длинная, прочная.
Воспитатель:
Позолоченная прялица,
Мы прядём, а нитка тянется,
Мы прядём, а нитка тянется,
Нам работа наша нравится.

Из ниток на ткацком станке делали ткань. За зиму хозяйка должна была наткать столько полотна, чтобы хватило на всю семью до следующей зимы.
А сейчас отгадайте, из какой это сказки.

1. Ткать холсты героине помогала коровушка?
Дети: Русская народная сказка «Хаврошечка»

2. В какой сказке А.С. Пушкина старик ловил неводом рыбу, а старуха пряла свою пряжу?
Дети: Сказка о рыбаке и рыбке.

3. Мороз подарил девочке платье, расшитое серебром и золотом?
Дети: Русская народная сказка «Морозко» .

4. В какой сказке царь дал приказание: «Когда дочь твоя мудра, вот ей ниточка шелкова; пусть к утру соткёт мне полотенце узорчатое.» , а она наказывала: «Скажи, чтоб нашел такого мастера, который бы сделал из этого прутика кросны: было бы на чем полотенце ткать» ?
Дети: Русская народная сказка «Мудрая дева» .
Воспитатель: Все женщины в русской деревне умели прясть, ткать, вышивать и шить одежду для себя и своей семьи. Из чего же они шили одежду?
Дети: Из полотна.
Воспитатель: а какую одежду они шили из полотна?
Дети: Рубахи, штаны, сарафаны, фартуки.
Воспитатель: Одежда, сшитая из полотна, называлась домотканной. Чтобы что-нибудь сшить, нужно «отрубить» полотно, то есть – обрезать. «Рубаха»- сшитое полотнище. Именно она, по мнению наших предков, являлась оберегом от сглаза, злых духов. Все, от мала до велика, носили рубахи. Повседневные рубахи, обшивали по шву и краям красной нитью, чтобы преградить дорогу нечистым силам. В праздники надевали рубахи, богато украшенные вышивкой, вышивка тоже считалась оберегом. Замужние женщины всегда носили фартук.
А когда сейчас надевают фартук?
Дети: Когда готовят еду и моют посуду.
Воспитатель: В сарафанах сначала ходили женщины только из царской семьи, знатные боярыни. Сарафаны шили из парчи, бархата, шелка и украшали их вышивкой и драгоценными камнями. постепенно сарафан стал одеждой для всех женщин на Руси.
На праздник шили нарядные, яркие сарафаны, украшали вышивкой. Под сарафаны одевали длинную рубашку с рукавами.
А теперь отгадайте загадки. Я буду загадывать загадки о какой-нибудь старинной вещи, а тот, кто отгадает, находит и показывает одежду.
По дороге я шел,
Две дороги нашел,
По обеим пошел.
(штаны)
Что же это за одежда:
С четырьмя отверстиями,
В одно входишь,
А в три выходишь?
(рубаха0

Каждый день по утру,
Надеваю я трубу,
Ну не догадаться Вам!
Она зовётся..
(сарафан)

Целый день я в нём хожу,
Словно в обруче.
(пояс)
Любили наши предки повеселиться. Давайте и мы встанем и споём песню «Вот те гребень» .

Вот мы с вами и узнали, как делали рубахи в старину
Нить и полотно наделялись волшебными свойствами. А еще ниточка и полотно воспринимались как путь, который должен пройти человек. Я надеюсь, что он у вас будет счастливый, и чтобы ваша дорога всегда была ровной и гладкой.