Особенности общения и проведения лечебных мероприятий пожилому человеку. Потеря интереса к ранее любимым занятиям: чтению, общению с друзьями

Вы должны знать о проблемах со здоровьем пожилого человека. Пожилые люди могут иметь болезни, из-за которых разговоры и понимание становятся сложнее. Убедитесь, что вы в курсе состояния здоровья человека, прежде чем перейдете к общению с ним. Например, у него могут быть проблемы со слухом, речью, и потеря памяти. Эти факторы усложняют общение. Помните, что возрастной критерий не всегда является правдивым индикатором состояния здоровья человека (см. Предупреждения).

Будьте внимательны к окружающей среде, в которой общаетесь. Оцените обстановку, в которой происходит процесс коммуникации, так как она может повлиять на проблемы со слухом и речью. Есть какой-то раздражающий шум вокруг? В этой комнате разговаривает много людей? Там играет навязчивая музыка? Присутствуют ли отвлекающие факторы, которые могут повлиять на общение? Спросите пожилого человека, комфортно ли ему в данном месте. Если вам что-то мешает, то постарайтесь пойти в более мирное и тихое место.

Говорите четко и членораздельно, смотря в глаза. Пожилые люди могут иметь проблемы со слухом. Очень важно говорить четко и членораздельно. Говорите глядя в лицо, а не в другую сторону. Не глотайте слова: шевелите губами, произнося каждое слово тщательно и точно. Если ваш язык «танцует» во рту, когда вы говорите, то артикуляция получается более четкой. Если же ваш язык пассивен, то артикуляция выходит не такой четкой.

Отрегулируйте громкость голоса должным образом. Существует разница между тем, чтобы говорить громко и провозглашать. Научитесь приспосабливать свой голос к потребностям пожилого человека. Оцените обстановку окружающей среды и слуховые способности человека. Не стоит кричать только потому, что человек пожилой. Относитесь к нему с уважением, произнося речь в комфортном уровне громкости, который подходит вам обоим.

Используйте четкие и точные вопросы и предложения. Не стесняйтесь повторить или перефразировать свои предложения и вопросы, если чувствуете, что вас не понимают. Сложные вопросы и предложения могут запутать пожилого человека, у которого кратковременная память или проблемы со слухом. Более четкие и точные конструкции понять легче.

  • Используйте прямые вопросы: «Вы ели суп на обед?», «Вы ели салат на обед?», вместо «Что вы ели на обед?». Чем более точны вы в своих высказываниях, тем легче пожилому человеку вас понять.
  • Сделайте свои вопросы и предложения более легкими. Ограничьте свои предложения и вопросы до 20 слов или меньше. Не используйте жаргонные слова или фразы, а также междометия (например, «как», «ну» и «вы знаете»). Ваши предложения должны быть короткими и по делу.
  • Избегайте путаницы смешанных идей и вопросов. Пытайтесь выражать свои идеи и строить вопросы логически. Если вы спутаете идеи, то можете запутать пожилого человека. Выражайте по идее за раз. Например: «Хорошо было бы позвонить Ивану, вашему брату, а потом Свете, вашей сестре». Более сложной конструкцией является: «Я думаю, что сначала, нам следует позвонить вашему брату Ивану, а потом позвонить вашей сестре Свете».
  • Применяйте визуальные средства, если это возможно. Если у пожилого человека проблемы со слухом или памятью, важно подойти к этому творчески. Наглядные пособия отлично помогают. Покажите человеку, о чем или о ком вы говорите. Например, возможно, лучше сказать: «У вас болит спина (указывая на спину)? Есть ли боль в животе (указывая на свой живот)?», а не просто спрашивать: «У вас что-то болит?».

    Описание презентации по отдельным слайдам:

    1 слайд

    Описание слайда:

    2 слайд

    Описание слайда:

    Душевное здоровье современного человека на любой фазе жизни во многом определяется качеством его общения. Общение с пожилыми людьми обладает некоторыми особенностями. С каждым годом здоровье пожилого человека подвергается необратимым физиологическим изменениям, что может вызвать определенные затруднения в общении с ним.

    3 слайд

    Описание слайда:

    В соответствии с классификацией, принятой ВОЗ и геронтологической ассоциацией, к пожилым относятся люди в возрасте 60-74 лет, к старикам - в возрасте 75-90 лет, к долгожителям - старше 90 лет.

    4 слайд

    Описание слайда:

    Физическое старение вызывает у пожилых людей ухудшение самочувствия и, как следствие, снижение самооценки, усиливается чувство малоценности, недовольство собой. Человек переживает «кризис идентичности», для которого характерно чувство отставания от жизни, уменьшение способности радоваться и ощущать жизнь в полной мере. На этой почве возможно появление склонности к осознанному затворничеству, склонность к пессимизму и ипохондрии.

    5 слайд

    Описание слайда:

    Возрастные изменения в структуре головного мозга приводят к тому, что затормаживается мышление, появляются трудности в формулировании своих мыслей, ослабляется контроль над своими реакциями. Это проявляется в том, что пожилой человек может много говорить об одном и том же, отвлекаясь от главной темы, или вести себя излишне резко, проявляя невыдержанность и даже агрессивность.

    6 слайд

    Описание слайда:

    Кроме того, пожилые люди быстрее устают от общения. Желая сэкономить силы, они начинают ограничивать те виды общения, которые считают менее важными. Можно выделить некоторые характерные черты стиля жизни и поведения пожилых и престарелых людей. Давайте рассмотрим их более подробно.

    7 слайд

    Описание слайда:

    Как правило, жизнь пожилого человека не богата разнообразными событиями. Однако они заполняют собой все его индивидуальное пространство и время. В итоге то, что воспринимается более молодыми как незначительный эпизод, для старого человека становится делом целого дня. Например, разговор по телефону, встреча с другими людьми, соседями, приход социального работника.

    8 слайд

    Описание слайда:

    Именно поэтому лучше заранее договориться о встрече, и о дне и времени вашего прихода. Это даст им возможность настроиться на встречу. Помните о том, что Ваш внезапный визит может стать для пожилого человека источником стресса. Договариваясь о встрече, важно считаться с его планами и распорядком дня, поскольку для пожилого человека следование ритуалам позволяет сохранять душевное спокойствие и ощущение контроля над собственной жизнью.

    9 слайд

    Описание слайда:

    Пожилой человек всегда живет в настоящем. Его прошлое также присутствует в настоящем - отсюда запасливость, бережливость пожилых людей, Они как бы консервируются в сиюминутности, причем такому сохранению подвергается и духовный мир, и их ценности. Пожилому человеку трудно переключиться на новую тему в разговоре, пока он не выскажет все о наболевшем. Зная эти особенности психики пожилых людей, возможно, вы с большим пониманием будете относиться к изменениям в их характере.

    10 слайд

    Описание слайда:

    Часто причиной многих конфликтов с пожилыми людьми может быть непонимание их склонности к рассказам о своей прошлой жизни. В это время человек снова чувствует себя молодым, красивым, сильным. Он снова переживает свои успехи, мысленно встречается со старыми друзьями. При этом кое-что приписывается, приукрашивается, но при повторном воспроизведении уже самому рассказчику представляется реальностью.

    11 слайд

    Описание слайда:

    Геронтологи убеждены, что воспоминания создают эмоциональный и интеллектуальный комфорт для пожилого человека, являются своеобразным видом творчества, они изгоняют апатию, вселяют бодрость. Поэтому не следует лишать стариков их любимого занятия - предаваться воспоминаниям, а напротив, поощрять его. Просто надо заранее запланировать для такого разговора некоторое время.

    12 слайд

    Описание слайда:

    Замечено, что многие пожилые люди не любят общаться со своими сверстниками, предпочитая общество более молодых людей, обычно - представителей следующего за ними поколения. Исследования опыта долгожителей Абхазии показали, что ежедневные беседы с родственниками и ближайшими соседями, возможность дать совет молодым, существенно влияют на общий тонус и продолжительность жизни стариков.

    13 слайд

    Описание слайда:

    Ухудшение здоровья и зависимость от других людей, могут «загнать в угол» пожилого человека. Он может начать чувствовать себя лишним, обузой. Ваша задача, общаясь с таким человеком спокойно и уверенно, попытаться повысить его самооценку, не допускать ситуаций, приближающих его к стрессу. Не напоминайте ему о его старости. Вместо этого похвалите его за то, что у него получается: хорошо выглядеть, улыбаться («Как Вы хорошо держитесь!»), выращивать цветы, поддерживать порядок в квартире, быть опрятным, приветливым, ходить на прогулки («Как здорово, что ты заботишься о своем здоровье!»)

    Общеизвестно, что именно повседневное общение специалиста с пациентом при умелом использовании навыков общения вселяет надежду на выздоровление, повышает его настроение и уверенность в себе, мобилизует его адаптивные механизмы, оптимизируя его защитные силы. Особенно это касается пожилых пациентов.

    Именно в общении с такими людьми успешность словесного воздействия и терапии зависит от доверия и уважения к врачу или среднему медицинскому работнику, от внимательного отношения к жалобам-просьбам и субъективному описанию заболевания, по поводу которого они обращаются.

    С другой стороны, имея дело с пожилыми пациентами, зачастую приходится сталкиваться с людьми, у которых длительность течения их заболевания, да и сам возраст вызвали такие изменения со стороны психики и личностных качеств, которые нельзя не учитывать.

    При длительном хроническом течении заболевания у пациента происходит фиксация внимания на своих болезненных симптомах. Сначала это фиксация на тех самоощущениях, которые сопровождают вегетативные сдвиги в организме (сердцебиение, одышка, боли в животе или груди т. д.). Это закономерный этап любого длительно текущего заболевания. В центре внимания должны быть особенности личности пациента, внутренняя картина болезни, особенности ипохондрической фиксации на своих болезненных переживаниях, особенности отношения его к методам лечения, к самому себе. А это возможно только при повседневном умелом общении с пациентами, анализе затруднений и барьеров, возникающих в процессе общения, умелом их преодолении.

    Общими принципами оказания помощи немощным старым людям являются:

    • *своевременное протезирование, применение слуховых аппаратов, ортопедической обуви, использование различных подручных средств и приспособлений;
    • * кинезотерапия, т.е. упражнения, позволяющие восстановить способность к передвижению и навыки самообслуживания;
    • * физиотерапия и водные процедуры;
    • *фармакотерапия, способствующая физической и психической реабилитации;
    • * рациональное питание (диета соответственно заболеванию), психотерапия;
    • * эрготерапия, т.е. трудотерапия специально подобранными трудовыми занятиями.

    Методы восстановления способности к передвижению у прикованных к постели старых людей бывают пассивными и активными. Обычно пассивный метод применяется сразу же после нарушения двигательных функций. Он включает массаж и пассивную гимнастику, выполняемую с помощью близких или медицинской сестры. Активное восстановление проводится усилиями самого больного. Этапы пассивного и активного восстановления могут иметь различную длительность в зависимости от причины заболевания, возраста и общего состояния старого человека. Немаловажную роль играет и психическое состояние больного, его желание как можно быстрее восстановить свою независимость.

    Таким образом, знание особенностей психики пожилого и старческого возраста, понимание механизма психических изменений, вызываемых старостью, должны быть положены в основу подхода медперсонала к пациентам старших возрастных групп и учитываться при оказании гериатрической помощи. Порой не столько соматическая патология, сколько неблагоприятные социальные факторы (смена стереотипов в трудовой деятельности и в быту семейные конфликты и прочее) являются причиной того, что пожилой или старый человек чувствует себя больным. Поэтому особенно важно обращать внимание на психический статус пациентов старших возрастных групп. Любая стрессовая ситуация может вызвать у них ряд сдвигов, обусловливающих обострение латентно протекающих патологических процессов и развитие тяжелых состояний. Многие пожилые и старые люди нуждаются в первую очередь в устранении одиночества, самоизоляции. Хороший совет, помощь в изменении образа жизни, нормализация отношений с близкими людьми - часто основные факторы, способствующие улучшению состояния здоровья. И роль медицинской сестры в этом далеко не последняя.

    Передача информации вообще осуществляется с помощью вербальных и невербальных средств. Общаясь с пожилым пациентом, медсестра должна организовывать передачу информации с учетом инволюционных изменений, происходящих в его организме. Например, в результате возрастных изменений органа зрения снижаются острота зрения, адаптация к свету и темноте, способность различать цвета, повышается чувствительность к яркому свету. Чтобы уменьшить влияние этих изменений, рекомендуется:

    • · увеличить освещенность при чтении, обучении, демонстрации и т.д., но при этом снизить воздействие яркого солнечного света, используя очки, шторы, жалюзи и др.;
    • · увеличить размеры учебных средств, букв в тексте и т.д.;
    • · использовать яркие контрастные цвета для маркировки границ помещений, ступенек, положений ручек приборов и устройств;
    • · избегать выражений типа: «Желтую таблетку примите утром, а белую -- вечером».

    Изменения органов слуха ведут к старческой тугоухости -- пресбиакузису; снижаются:

    • · способность восприятия всех тонов, но больше всего -- высоких вследствие атрофии в первую очередь клеток в области базального завитка улитки, ответственных за восприятие высоких звуков;
    • · способность восприятия речи, причем она почти не улучшается при усилении громкости; особенно плохо разговорная речь воспринимается в шумной обстановке.

    У пожилых людей ухудшается ототопика -- способность локализовать источник слышимых звуков в пространстве, определить их направление, что увеличивает риск травматизма, особенно дорожного.

    • · более внимательно следовать критериям эффективности вербального сообщения, поставив во главу угла возрастные особенности пациента, и на основе этого создавать «простое, ясное, заслуживающее доверия, уместное сообщение»;
    • · подойти поближе к человеку, чтобы он видел, с кем общается;
    • · использовать как вербальный уровень передачи информации, так и невербальный (мимика, жесты, прикосновения и т.д.);
    • · говорить медленно, короткими предложениями, в низкой тональности;
    • · по возможности исключать посторонние шумы;
    • · смотреть в лицо (но не постоянно в глаза) человека;
    • · записывать необходимую информацию или использовать алфавит и, указывая на буквы, составлять слова;
    • · разговаривать с плохо слышащими через фонендоскоп и т.д.

    Обоняние может оставаться хорошим до глубокой старости, но в основном с годами его острота постепенно падает, что приводит к неспособности обнаружить запах дыма, газа, испорченных продуктов. Человек не обращает внимания на свои запахи. У него снижается интерес к пище.

    Вкус, по крайней мере, на 2/3 зависит от обоняния (попробуйте съесть конфету с закрытым носом, да еще закройте при этом глаза...). С возрастом происходит атрофия вкусовых сосочков, снижается их чувствительность. Особенно страдают сосочки, воспринимающие сладкое и соленое, что приводит, с одной стороны, к повышенному потреблению сладкого и соленого и сентенциям типа: «Вот в наше время были конфеты, а это что...». С другой стороны, снижение восприятия вкусовых ощущений может привести к снижению аппетита и потере веса, а также употреблению некачественной пищи.

    Все описанные изменения могут способствовать обеднению эмоциональной жизни, так как мы не только видим, слышим, нюхаем, ощущаем вкус пищи, но и сопровождаем восприятие полученной информации положительными или отрицательными эмоциями. В некоторых случаях все это может осложняться старческой деменцией.

    Что же можно сделать для снижения таких потерь? Как считают некоторые ученые, «...у нас имеются очки для улучшения зрения; слуховые аппараты, чтобы лучше слышать; а также нам необходимы пищевые ингредиенты, позволяющие ощущать вкус и запах как в 25-летнем возрасте» (Schiffman S., 1997). Действительно, добавление в пищу различных ароматных специй способствует возбуждению аппетита. Исследования показали, что хорошая гигиена полости рта также улучшает способность воспринимать вкус, например восприятие соленого улучшается на 68% (Langan, M., Yearick, E., 1976).

    С возрастом происходят изменения в коже. В практике медсестры встречаются такие расстройства кожной чувствительности, как нарушения осязания, ощущения давления, температуры, боли и др. При этом повышается риск повреждений вследствие лишения механизмов защиты, обеспечиваемых кожными рецепторами (особенно в кончиках пальцев, в области ладоней и стоп). Замедление реакции на холодное и горячее приводит к ожогам при приеме ванны, при пользовании грелками, электроодеялами. У пожилых пациентов замедляется ответная реакция на боль, что может затруднять постановку диагноза.

    Через кожу происходят очень важные для всех нас человеческие контакты. При болезни и душевных страданиях прикосновение может быть самой приемлемой формой общения, но при этом медсестра по другим невербальным каналам отмечает отношение пациента к контакту. Некоторые исследователи полагают, что пожилые люди могут воспринимать отсутствие касаний как знак персонального и социального неприятия.

    В процессе общения реализуется восприятие и понимание партнера.

    То, в какой мере медсестра воспринимает и понимает пациента, а через него -- и себя, во многом определяет процесс общения и уровень отношений между ними, а также способы осуществления их совместной деятельности.

    Необходимо, чтобы медсестра имела полное и адекватное представление о каждом пациенте. Именно оно лежит в основе индивидуального подхода, позволяет лучше понять особенности личности больного и создать наиболее благоприятные условия для достижения им оптимального уровня жизнедеятельности.

    Нам кажется, что более адекватному восприятию медсестрой пациентов пожилого и старческого возраста способствует использование в обучении имитационных упражнений, позволяющих почувствовать состояние пациента при возрастных изменениях основных каналов восприятия информации. Попробуйте поговорить и послушать окружающих с ватными шариками в ушах; наденьте на глаза повязку из не очень прозрачной пленки и попытайтесь прочесть какой-нибудь текст; попробуйте в резиновых перчатках вдеть нитку в иголку и пришить пуговицу, забинтовать руку и потом ею что-либо сделать и т.д.

    Надо общаться с пожилым человеком как с умудренным опытом, постоянно подчеркивая, что старость дает определенные преимущества: свободу от профессиональных обязанностей и материальных целей, от телесных желаний и мнения окружающих; что в этом возрасте можно, наконец, заняться делами, которые раньше все время откладывались; что этот возраст дает шанс духовного рождения, постижения идеи всепрощения, обретения красоты и гармонии. Порой наши пациенты действительно демонстрируют такое присутствие духа, что становятся примером, как для медсестер, так и для других пациентов.

    Поэтому одна из главных целей деятельности гериатрической медсестры -- это адаптация к объективно и субъективно меняющимся условиям жизни лиц пожилого и старческого возраста путем расширения возможностей для удовлетворения потребностей пациентов. Другая цель -- формирование у себя и у населения представления о старости не как о «втором, но более тяжелом детстве с кучей болячек», а как об итоге жизни гармоничной личности. А когда меняются представления, меняется действительность, в которой живет человек, меняется и он сам.

    Граждане преклонного возраста ‒ самая уязвимая часть населения. Учитывая их возрастные и физиологические изменения, состояние нервной системы, хронические заболевания, к каждому такому человеку следует находить особый индивидуальный подход. Мы часто забываем об этом или просто не можем понять внутреннее психологическое и физическое состояние пожилых людей.

    Особенности общения

    Приехав издалека через длительный период домой погостить, вы порой не узнаете своих доныне спокойных и уравновешенных, любимых родителей. На пороге вас могут встретить недовольные, угрюмые, злые, старики. Их придирчивость и ворчливость станут раздражать вас и между родными людьми возникнут непредвиденные, не имеющие особых на то причин, ссоры.

    Завеса непонимания часто становится преградой к общению молодых и почтенных граждан. Как же преодолеть этот, возникающий со временем, барьер между поколениями?

    Пенсионеры:

    • играют в настольные игры;
    • изучают иностранные языки;
    • занимаются фотографией,
    • овладевают традиционными видами рукоделия;
    • участвуют в спектаклях;
    • собирают лекарственные травы;
    • занимаются профилактической и лечебной гимнастикой .

    Человек в преклонном возрасте не должен остаться без активной жизни, проводя дни и годы в одиночестве, без общения с другими людьми.

    Клубы по интересам станут новой семьёй для одиноких граждан. Здесь они получат социальную помощь, медицинскую поддержку, проведут коллективный досуг , найдут применение своему жизненному и профессиональному опыту, как бы получая вторую жизнь. Работники клуба помогают своим подопечным, предоставляя разносторонние, в том числе и правовые советы.

    Психологические нюансы, психология общения

    Вы не сможете уберечь пожилых людей от всех неприятных моментов, касающихся коммуникации, но упростить и создать приятную обстановку при общении ‒ это в ваших силах.

    Предлагаем методику психологии общения:

    • не допускайте дискомфорта и отвлекающих факторов при разговоре;
    • общайтесь, глядя человеку прямо в глаза, взяв его за руку;
    • говорите с комфортной для пожилых людей громкостью и выразительностью;
    • если вас не понимают, поменяйте тон, громкость, повторите сказанное;
    • общайтесь короткими, точными, логическими фразами;
    • подтверждайте разговор жестикуляцией;
    • уважайте человека, будьте терпеливы, не торопитесь;
    • будьте позитивно настроены и улыбчивы.

    Запомните! Никогда не говорите людям преклонного возраста об их положении. И знайте, люди в почтенном возрасте более всего нуждаются в заботе, доброте и уважении.

      Необходимо внимательно и терпеливо выслушать все то, что говорит пожилой человек. При ошибочных суждениях не следует проявлять явного несогласия или тот час опровергать их.

      Важно дать почувствовать человеку, что собеседник принимает его таким, какой он есть, а не таким каким бы хотел его видеть в данный момент. Такая позиция позволяет пожилому человеку чувствовать себя свободнее, у него появляется доверие, он непринужденно высказывает все свои опасения, сомнения, чувства и мысли, не боясь критики и осуждения.

      Любая, даже малозначительная оплошность, бестактность, неуважение, черствость - воспринимаются в пожилом возрасте как тяжелая психическая травма.

      Основу оптимального контакта с пожилым человеком составляет доверительность.

      Следует подчеркнуть необходимость щадящего, тактичного, гуманного отношения к пожилому человеку. Необходимо помнить о материальных трудностях, повседневных трудностях, возникающих у пожилого на каждом шагу.

      Поведение пожилых, их высказывания, в свою очередь могут оказаться неосторожными, резкими, обидными, а задача социального окружения в том именно и состоит, чтобы не дать разогреться конфликту, чтобы психологическая травма не оказалась причиной декомпенсации.

      Гуманное отношение к пожилому человеку состоит в том, чтобы в духе оптимизма и доброжелательности убедить, что вместо потенции и физической силы к людям приходит мудрость и опыт, глубокое понимание неувядающих человеческих ценностей.

      Существенными задачами психопрофилактики в гериатрии является всяческое оберегание психики пожилого человека, щадящее отношение к личности, терпимость, предупредительность, забота и большой такт.

    Вопросы для самоподготовки:

    1 .Что изучает геронтология?

    2. С чем связано возрастание интереса к геронтологии в последнее десятилетие?

    3. Перечислите аспекты старения, которые изучает геронтология?

    4. Что является предметом изучения гериатрии?

    5. Назовите общие положения гериатрии.

    6. Определение понятий "старость" и "старение".

    7. Какие теории старения сегодня являются наиболее значимыми?

    8. Дайте определение понятий физиологическое и преждевременное старение?

    9. Каковы факторы риска преждевременного старения?

    10. Почему деонтологический аспект имеет очень важное значение в гериатрии?

    Тестовые задания:

    Входной контроль.

    1. Геронтология - это:

    А) раздел социологии и психологии, изучающий изменение психики при старении человека;

    Б) раздел биологии и медицины, изучающий процесс старения человека.

    2. Гериатрия – это область клинической медицины:

    А) изучающая болезни людей старших возрастных групп;

    Б) определяющая условия проживания пожилых и старых людей;

    В) разрабатывающая методы лечения и профилактики заболеваний пожилых и старых людей.

    Г) верно а и в

    3. Старость – это:

    А) патологический процесс;

    Б) биологический процесс развития человека.

    4. Пожилым считается возраст

    Б)60-74 года

    Г)90 и более лет

    5. В нашей стране доля лиц пожилого и старческого возраста постоянно:

    А) снижается

    Б) растет

    В) на одном и том же уровне

    Выходной контроль.

    1. Для пожилых и старых людей характерна:

    А) множественность патологических процессов;

    Б) единичность патологических процессов.

    2. Определите возраст долгожителей

    А) 45-59 лет

    Б) 60-74 года

    В) 75-89 лет

    Г) 90 и более лет

    3. Демографическая ситуация в России характеризуется

    А) увеличением продолжительности жизни

    Б) увеличением удельного веса детей

    В) увеличением удельного веса лиц пожилого возраста

    Г) изменением социальной структуры общества

    Д) снижением продолжительности жизни

    4. Профилактическое направление в геронтологии преследует следующие цели:

    А) борьба с преждевременным старением

    Б) выявление факторов риска, приводящих к старению

    В) своевременное лечение заболеваний и старческих недугов

    Г) все верно

    5. Какие аспекты старения изучает геронтология?

    А) биологические

    Б) медицинские

    В) социальные

    Г) психологические

    Д) гигиенические

    Е) все верно

    МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ:

    Студентам в течение 15 минут необходимо описать принципы общения врача с пациентом, сформулировать практические вопросы и ответы с точки зрения пациента и его семьи. Сформулировать рекомендации пациенту по здоровому образу жизни.

    Клинический пример №1

    На прием обратилась пациентка 83 лет, которая считает, что у нее сердечное заболевание, потому что она очень ослабла. У нее нет сил помыться в душе, и она очень стесняется, что от нее пахнет потом и у нее несвежее белье. Ее сопровождает сын, проявляющий заботливость, любовь и готовность помочь.

    Клинический пример №2

    Па прием обратился пациент 94 лет, проживающий один в благоустроенной квартире. Врачу он больше жалуется на то, что дети очень редко его навещают (через день), а сам он не может приготовить себе еду.

    Клиническая ситуация №3

    На прием обратилась пациентка 75 лет, у которой 2 недели назад диагностирован рак молочной железы. Она очень боится, что умрет. Ее сопровождает дочь, которая проявляет чуткость и заботу, и боится за жизнь матери.